Танки не рвутся в холдинг

В начале марта американская аналитическая компания Forecast International опубликовала новый отчет под названием "Мировой рынок танков". "Несмотря на трансформацию в последние годы характера вооруженных сил, боевой танк останется неотъемлемой частью современной армии на ближайшее будущее",– считают эксперты Forecast International. В конце 90-х военные аналитики, опираясь на опыт иракской операции 1991 года и войны в Югославии, заявляли, что доминирующую роль в современных войнах играют авиация, ракетное вооружение и космические аппараты. Бронетанковая же составляющая армий развитых стран, ожидалось, сойдет на нет. Однако новые локальные конфликты в начале XXI века, в первую очередь операции в Афганистане и Ираке, наглядно показали потребность в современной бронетехнике. Правда, существенно меняются цели использования танков. Дуэли между бронемашинами отойдут на второй план. Доминирующими станут задачи поддержки пехоты в городах, действия против крупных террористических групп, поражение легкобронированных и небронированных машин, живой силы, отдельных укреплений и опорных пунктов. Поэтому серьезно растут требования к защите бронемашин. Рост огневой мощи отходит на второй план. Одновременно сохранится спрос на танки для ведения традиционных боев против бронетехники противника в странах, расположенных в нестабильных регионах Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. По прогнозам Forecast International, в 2006-2015 годах в мире будет собрано около 7800 основных боевых танков на сумму более $31,6 млрд. Аналитики делят весь танковый рынок на две группы. "Верхний ряд" состоит из современных машин. К нему отнесены французский AMX Leclerc Mk2 (производство компании Giat-Industries), итальянский Ariete 2 (Consorzio Iveco Fiat), британский Challenger 2 (Vickers Defense Systems), германский Leopard 2A6 (Krauss-Maffei Wegmann), американский M1A2 Abrams (General Dynamics), индийский Arjun (Heavy Vehicles Factory), а также израильский Merkava Mk 4 (Israel Ordnance Corps). Это машины стоимостью свыше $5 млн, оснащенные последними высокотехнологичными новинками: от спутниковой навигации до автоматических коробок передач и климат-контроля. Однако высокая стоимость этих танков ведет к снижению их доли на рынке. Если в 2005 году десятилетний прогноз Forecast International отдавал "верхнему ряду" 14% мирового производства (1130 машин) и 20% от объема продаж ($6,6 млрд), то теперь прогноз снизился соответственно до 13% производства (1010 машин) и 17% продаж (около $5,4 млрд). Существенные расходы придутся на техническую поддержку и модернизацию ранее произведенных танков этой группы. Например, в 2004 году минобороны США заключило контракт на обслуживание и ремонт танков M1 Abrams, который оказался равен 32,6% от стоимости всех основных боевых танков, выпущенных в том году во всем мире. Аналогичные расходы Пентагона в 2005 году составили 21,3%. Расходы же на модернизацию дорогих танков соизмеримы с покупкой новой машины. Однако такие расходы для высокой ценовой группы бронетехники оправданны. Например, британская программа модернизации танков Challenger 2 позволит им оставаться в строю как минимум до 2035 года. "Нижний ряд" составляют более дешевые и простые танки в ценовой категории ниже $5 млн за штуку. К этой группе относятся российский танк Т-90, выпускаемый ФГУП "Уралвагонзавод" для вооруженных сил РФ, и экспортный вариант Т-90С (поставки в Индию и Алжир), украинский Т-84 (харьковское госпредприятие "Завод имени Малышева"). В тот же ряд попадают созданные по советским лекалам китайский "тип 98/99" (Inner-Mongolia First Machinery Group Co., Ltd.), польский РТ-91 Twardy на базе советского Т-72М (Zaklady Mechaniczne Burmar), иранский Zulfiqar на базе Т-72С (Shahid Kolah Dooz Industrial Complex), пакистанский Al-Khalid (разработан компанией Heavy Industries Taxila при помощи украинских и китайских специалистов). Кроме этой группы "советских" машин к "нижнему ряду" относятся бразильский ЕЕ-Т2 Osorio (Engenheiros Especializados S/A) и южноафриканский Olifant Mk2 (Olifant Manufacturing Company), южнокорейский клон M1 Abrams под названием К1/88 (Hyundai Precision and Industry Co.) и японский Type 90 (Mitsubishi Heavy Industries) на базе танков Leopard 2 и M1 Abrams. По оценкам, количество произведенных до 2015 года в мире машин из "нижнего ряда" будет составлять почти 45% от мирового рынка (3500 единиц) и около 40% по стоимости ($12,6 млрд). Из них на долю только российских производителей придется 1870 танков на сумму $6,5 млрд. Следует отметить, что российский Т-90, находясь в "нижнем ряду", отвечает большинству требований "верхней" группы. Например, эксперты называют его наиболее защищенным танком в мире. Ряд разработок, серийно устанавливаемых на отечественные танки уже два десятка лет, лишь недавно стал применяться на Западе. Так, американская корпорация Raytheon разработала систему активной защиты бронетехники от противотанкового оружия Quick Kill System (QKS), действующую аналогично российской "Арене", созданной еще в начале 90-х. Недостатками же Т-90 зарубежные эксперты называют низкое качество сборки, проблемы с запчастями, маломощную двигательную установку и высокий расход топлива. Правда, последние два недостатка уже устранены: для установки на Т-90С прошел испытания дизельный двигатель В-99, на 20% мощнее прежнего и с удельным расходом топлива на 10% ниже. Кроме танков устойчивым спросом продолжают пользоваться гусеничные бронированные машины, к которым за рубежом относят бронетранспортеры (БТР) и боевые машины пехоты (БМП). По прогнозам экспертов, в ближайшие десять лет в мире будет собрано 14 800 таких легких боевых машин на общую сумму $19,7 млрд. При этом наибольшее распространение получат "модульные" бронемашины, на базе которых путем установки модулей можно создавать технику для выполнения различных задач. Forecast International проводит разделение бронемашин по тому же принципу, что и основных боевых танков. К высокотехнологичным машинам стоимостью более $3 млн за штуку аналитики отнесли боевую разведывательно-диверсионную машину 2Т "Сталкер", разработанную частным белорусским предприятием УП "Минотор-сервис", экспедиционную боевую машину для корпуса морской пехоты США EFV (компания General Dynamics), германскую БМП Igel/Puma (Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmettall Landsysteme) и японскую БМП Type 89 (Mitsubishi Heavy Industries). На эти дорогие бронемашины придется в следующие десять лет лишь 10% от мирового производства (1480 машин), но не менее 46% объема продаж ($9,1 млрд). Абсолютным же лидером в производстве гусеничных бронемашин станет Китай: БМП и БТР на основе базовой платформы "тип 90" в следующие десять лет будет собрано около 7 тыс. штук. Правда, в стоимостном выражении эта армада обойдется лишь в $5 млрд. В России из гусеничных бронемашин серийно выпускались только боевые машины пехоты и десанта. Сейчас ОАО "Курганский машиностроительный завод" производит модификации БМП-2 и БМП-3, а ОАО "Рубцовский машиностроительный завод" – небольшие партии боевой разведывательной машины БРМ-3К "Рысь". В российских вооруженных силах также используются легкие бронемашины – боевые машины десанта. Они производятся ОАО "Волгоградский тракторный завод" и предназначены для десантирования с военно-транспортных самолетов. Однако в настоящее время Генштаб рассматривает возможность их замены более тяжелыми, но более надежными БМП-3. По оценкам, экспорт БМП-2 (средняя стоимость $0,6 млн за штуку) и БМП-3 ($1,7 млн) в ближайшее десятилетие может составить около 1100 машин на общую сумму $1,3 млрд. Прогноз поставок российской бронетехники нельзя назвать очень оптимистичным. Государственный оборонный заказ пока ограничивается десятками единиц бронетехники: в 2005 году Минобороны приобрело 17 танков Т-90С, десять БМП-2 и три БМП-3. В этом году гособоронзаказ предусматривает закупку 91 Т-90С и модернизацию несколько десятков старых БМП-2. Прогноз экспорта бронетехники на ближайшие годы сводится главным образом к поставке танков Т-90С в Алжир (300 ед.) и в Индию (400 ед.). Для того чтобы повысить рентабельность предприятий и расширить экспорт бронетехники, сократив внутреннюю конкуренцию, правительством РФ рассматривается возможность формирования двух интегрированных структур: танкового холдинга на основе "Уралвагонзавода" и холдинга легкобронированной техники на базе "Курганмашзавода". Создание обеих структур столкнулось с большими проблемами. Основными производителями танков в России до конца XX века были "Уралвагонзавод" (Нижний Тагил, Свердловская область) и Омский завод транспортного машиностроения ( ). Первоначально предполагалось их объединение в рамках одного холдинга. Еще год назад такую идею совместно предложили в Омске министр обороны РФ и омский губернатор Леонид Полежаев. "Я сторонник объединения предприятий в крупные холдинги. Минобороны легче работать с одним поставщиком",– подтвердил министр обороны. Однако "Уралвагонзавод" выступил против такого объединения, объявив, что совместная работа заводов невозможна из-за "технологической несовместимости". Такая реакция нижнетагильцев была вызвана, очевидно, тем, что Минобороны РФ отказалось от заказа омских танков Т-80У и Т-80УК в пользу нижнетагильских Т-90. Кроме того, омский завод долгое время оставался без крупных экспортных заказов. Производство танков на предприятии было остановлено в 1998 году. С 2002 года на заводе введено внешнее управление. В настоящее время "Омсктрансмаш" проходит процедуру банкротства. Видимо, поэтому в ноябре Сергей Иванов в ходе визита на "Уралвагонзавод" уже вел разговор не об объединении двух заводов, а о создании танкового холдинга, что предполагает интеграцию крупнейших предприятий, участвующих в выпуске Т-90. Не лучшие перспективы и у создания холдинга легкой бронетехники. В сентябре на заседании совета директоров "Курганмашзавода" было принято решение об учреждении некоммерческого партнерства "Бронетанковый холдинг". Предполагалось, что в него войдут все производители легкобронной техники. При этом на КМЗ утверждали, что ни одно из предприятий не будет доминировать в холдинге. Однако тогда не был определен даже перечень предприятий, которые войдут в партнерство. Кроме того, в прошлом году "Курганмашзавод" был приобретен холдингом "Тракторные заводы". После этого производство было разделено на оборонное и гражданское. Оборонная часть КМЗ остается пока без крупных госзаказов. Столь существенные проблемы в реструктуризации бронетанковой промышленности вряд ли позволят России расширить объемы производства или даже удержаться на имеющихся позициях. Эксперты говорят, что в такой ситуации не исключено жесткое вмешательство в процесс создания холдингов со стороны государства и их деприватизация. КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ, По данным Forecast International.

Похожие статьи:

Hosted by uCoz