Статья. Основной боевой танк Т-64. ВТР

В начале 50-х годов стало очевидно, что компоновка корпуса, броневая защита, вооружение, трансмиссия и ходовая часть основного советского среднего танка Т-54 не обеспечивает оптимального сочетания огневой мощи, защищенности и подвижности, которым должен отвечать перспективный средний танк, способный эффективно противостоять перспективным средним и тяжелым танкам НАТО. Компоновка корпуса танка, заимствованная от Т-44, хотя и обеспечивала преимущества советского танка перед зарубежными аналогами, не давала возможности дальнейшего повышения защищенности, особенно от перспективных 90 и 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. Не стабилизированная 100-мм танковая пушка Д-10Т не обеспечивала достаточной точности и скорострельности при ведении огня с ходу. Кроме того, возникала необходимость введения в боекомплект пушки новых бронебойно-подкалиберных и особенно кумулятивных снарядов. Трансмиссия и ходовая часть танка, ведущие свое развитие от танка БТ-1 (танк Кристи образца 1940 года), не обеспечивали дальнейшего повышения подвижности танка в случае установки более мощного вооружения или увеличения броневой защиты, не смотря на введение планетарных механизмов поворота вместо бортовых фрикционов, торсионной подвески и новой гусеничной ленты с цевочным зацеплением. И хотя все возможности модернизации танков Т-54 еще не были использованы, о чем свидетельствуют многочисленные модификации танков Т-54, Т-55 и Т-62 до сих пор состоящие на вооружении многих стран мира, возникла необходимость проведения опытно-конструкторских работ по созданию перспективного среднего танка второго послевоенного поколения. Первым этапом этих работ была разработка и принятие на вооружение новой, более мощной 100-мм нарезной танковой пушки Д-54Т, дульная энергия которой на 30% превышала Д-10Т. Новая пушка была установлена на опытном танке Т-54М (объект 139). Однако, отсутствие системы стабилизации, в отличие от Д-10ТГ танка Т-54А (объект 137Г), помешало принятию танка на вооружение. Модернизированный вариант пушки, получившей обозначение Д-54ТС, оснащенной 2-х плоскостным стабилизатором «Метель», в последствии устанавливался на всех опытных перспективных танках вплоть до объекта 167. Следующим этапом работы над принципиально новым средним танком стала разработка объекта 140 в ОКБ-520 завода № 183. Танк имел бронекорпус новой, улучшенной формы, двигатель В-36 и механическую планетарную трансмиссию с фрикционными элементами, работающими в масле, и систему гидросервоуправления. Однако разногласия между инженерами ОКБ, дирекцией завода № 183 и представителями заказчика относительно основных принципиальных вопросов по конструкции перспективного танка привели к переходу части конструкторов во главе с А.А. Морозом в КБ-60 при заводе № 75 в Харькове. В дальнейшем работы по 140-му объекту возглавил Л.Н. Карцев. В 1957 году был создан опытный образец, прошедший сравнительные испытания с харьковским 430-м объектом на НИИ БТ Полигоне в Кубинке. Испытания выявили ряд серьезных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии. На вооружение танк не принимался. В дальнейшем элементы ходовой части были использованы на опытном объекте 167. Разработка перспективного танка на заводе №75 началась в 1951 году, когда КБ-60 возглавил вернувшийся из Нижнего Тагила А.А. Мороз. По его указанию был организован отдел нового проектирования, который возглавил заместитель главного конструктора Я.И. Боран. К 1953 году был разработан предэскизный проект перспективного среднего танка, вооруженного 100-мм танковой пушкой Д-54ТС и превосходящего по основным параметрам серийный танк Т-54. Новый танк, объект 430, проектировался как принципиально новая машина, имеющая усиленную броневую защиту, новый многотопливный турбопоршневой двигатель 4ТД с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения специально сконструированный в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского, механическую планетарную трансмиссию с фрикционными элементами, работающими в масле, и системой гидросервоуправления. Впервые на среднем танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПДМС. Одновременно в инициативном порядке был разработан усиленный вариант танка (объект 430У), имеющий 160-мм лобовую броню и вооруженного 122-мм танковой пушкой Д-25ТС. Во время проектирования объекта 430У прорабатывалась возможность оснащения танка радиолокационным дальномером, сопряженным с оптическим прицелом Т-2С. Эскизные проекты новых танков были готовы в 1953 году. В 1953 — 1955 годах проекты нового среднего танка дважды рассматривались в ЦК КПСС и Совете Министров СССР и были одобрены, о чем свидетельствует Постановлении Совета Министров СССР от 6 мая 1955 года № 880-524 и Приказ Министра транспортного машиностроения от 13 мая 1955 года № 0096. Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР выдал тактико-технические требования 8 июня 1955 года В КБ-60 было выдано задание на разработку технического проекта нового среднего танка. Сварной корпус танка изготавливался из катанных броневых листов. Носовая часть корпуса представляла собой многослойную броневую преграду с рациональным углом наклона передних и скуловых листов. Башня танка сферической формы с узкой амбразурой для установки пушки имела дифференцированную трехслойную броневую защиту. Пушка Д-54ТС спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКТ стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором танкового вооружения «Метель» и имела механизм выброса стреляных гильз. На танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПД-43 (ТПДМС) с базой 1200 мм и независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Боекомплект пушки — 50 унитарных артиллерийских выстрелов, спаренного пулемета — 3000 патронов. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке планировалось установить зенитно-пулеметную установку, оснащенную 14,5-мм пулеметом КПВТ. В отличие от первоначального проекта на танке был установлен более мощный пятицилиндровый двигатель 5ТД. Объект 430 имел новую ходовую часть с опорными катками малого диаметра с внутренней амортизацией и гусеничной лентой с последовательным открытым металлическим шарниром. Система подрессоривания танка — индивидуальная, торсионная с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом и шестом узлах подвески. Танк оснащался системой коллективной защиты от ОМП и автоматической системой ППО. В 1957 году были построены три опытных образца объекта 430, которые прошли заводские испытания и участвовали в сравнительных испытаниях со 140-м объектом в НИИ БТ Полигоне в Кубинке. В отличие от проекта, на опытных танках отсутствовала зенитно-пулеметная установка. Испытания 430-го прошли в целом успешно, хотя и выявили ряд серьезных дефектов в конструкции двигателя и обслуживающих его систем, бортовых коробок передач и системе гидросервоуправления. В заключении комиссии по испытаниям было отмечено, что конструкция танка была совершенно новой, и ТТТ НТК ГБТУ были полностью выполнены. Однако огневую мощь танка по сравнению с Т-54 значительно повысить не удалось. Да и главный конструктор КБ А.А. Морозов считал, что вводить 430-й в серийное производство нецелесообразно, так как, имея преимущество по ТТХ и совершенно новую конструкцию по всем системам, новый танк создаст в армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту, обучению личного состава и снабжению запасными частями. Наиболее важным фактором, ускорившим создание нового танка, стала информация ГРУ об использовании на английском танке «Центурион» модификации Мк IX и Мк X, серийное производство которых ожидалось в 1958-1960 годах, новой 105-мм пушки L7A1. В боекомплекте пушки имелись бронебойно-подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном с начальной скоростью 1475 м/с. В перспективе новая пушка должна была быть установлена и на ранее выпущенные танки модификаций Мк V и Мк VIII. К 1960 году ожидался запуск в серию нового американского среднего танка М60 со 105-мм пушкой М68, изготовляемой по английской лицензии в США. В 1957 году Франция совместно с ФРГ начала разработку «европейского» среднего танка по тактико-техническим требованиям для единого танка вооруженных сил Североатлантического блока. Первоначально предполагалось, что совместно будет разработан единый танк для армий Франции и ФРГ. При этом предполагалось, что во Франции и ФРГ, на конкурсной основе, будут разработаны танки с западногерманским двигателем, вооруженные французской 105-мм пушкой DEFA. В связи с этим ГБТУ требовало немедленно повысить огневую мощь средних танков за счет установки новой гладкоствольной 115-мм пушки У-5ТС и усилить их броневую защиту. Начиная с 1957 года в КБ завода №183 велись работы над новым танком (объект 165), созданным на базе узлов и агрегатов танка Т-55, вооруженного 100-мм танковой пушкой Д-54ТС с механизмом выброса стреляных гильз и усиленным до 240 мм бронированием башни. На одном из опытных образцов этого танка и была установлена 115-мм танковая пушка У-5ТС (2А-20). Новая пушка была разработана под руководством Ф.Ф. Петрова на базе 100-мм танковой пушки Д-54ТС и отличалась от нее отсутствием дульного тормоза, новой гладкоствольной трубой, калибр которой был увеличен до 115 мм, ресивером, смещенным ближе к середине ствола. Остальные элементы пушки были полностью заимствованы у Д-54. Введение гладкоствольной трубы было обусловлено целым рядом факторов, среди которых было увеличение давления в канале ствола в 1,5 — 2 раза по сравнению с Д-25ТС и устранение отрицательного влияния вращения снаряда на формирование кумулятивной струи. В боекомплект пушки входили унитарные выстрелы с бронебойно-подкалибарными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперенными снарядами. Средний танк со 115-мм гладкоствольной пушкой получил индекс объект 166. В 1959-60 годах проводились заводские и войсковые испытания новых танков. В 1962 году оба танка были приняты на вооружение Советской армии под маркой Т-62 (объект166) и Т-62А (объект 165) и выпускались серийно. Однако из-за прекращения выпуска 100-мм пушек Д-54ТС была выпущена лишь небольшая партия Т-62А, после чего завод № 183 полностью перешел на выпуск танка Т-62. В ходе испытания объекта 166 было выявленною, что, не смотря на увеличенный объем башни, из-за возросшей массы выстрела от заряжающего требуются большие физические усилия для обеспечения скорострельности 4 — 5 выстрелов в минуту. Основным достоинством танка Т-62 стала его почти полная унификация с серийно выпускающимися танками Т-54 и Т-55, что облегчало снабжение запасными частями, упрощало обучение экипажей, а, следовательно, и освоение нового танка в войсках. В этот период КБ №60, не имея на то специального задания, начало инициативную работу по резкому увеличению ТТХ среднего танка объект 430. В первую очередь на один из опытных образцов 430-го была установлена новая 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А-21), разработанная в ОКБ-9.В боекомплект которой входили выстрелы раздельного заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперенными снарядами с частично сгорающей гильзой. Этому танку был присвоен индекс объект 435. Опытный танк заинтересовал военных. В результате во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 141-58 от 17 февраля 1961 года Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР выдал тактико-технические требования на разработку нового танка, утвержденные Начальником Танковых войск генерал-полковником П.П. Полубояровым. Согласно ТТТ цель и задачи проектирования состояли в следующем: 1. Повышение огневой мощи среднего танка, за счет установки гладкоствольной танковой пушки Д-68 калибра 115-мм, с механизированным заряжанием. 2. Повышение противоатомной и противокумулятивной защиты танка. 3. Повышение маневренных качеств «объекта 430». 4. Боевая масса танка 34 тонны. 5. Экипаж — три человека. Работа по созданию нового среднего танка велась по пути дальнейшего совершенствования объекта 430, как обладающего наиболее плотной компоновкой моторно-трансм

Похожие статьи:

Hosted by uCoz