Пантера ( , сокр. PzKpfw V «Пантера») периода . Эта боевая машина была разработана фирмой в 19411942 годах как основной танк . По немецкой классификации «Пантера» считалась средним танком . В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком, её именовали как Т-5 или Т-V . В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171 . Начиная с приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера». Боевым дебютом «Пантеры» стала , впоследствии танки этого типа активно использовались Вермахтом и на всех . По мнению ряда экспертов, «Пантера» является лучшим немецким танком Второй Мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались (САУ) « » и ряд специализированных машин для инженерных и частей немецких вооружённых сил. [ Работы по новому среднему танку, предназначенному для замены и , начались в . Проект такой боевой машины массой 20 тонн, над которым работали фирмы , и , получил индекс VK 20.01. Работа над новым танком шла достаточно медленно, поскольку надёжные и проверенные в боях средние танки вполне удовлетворяли немецких военных. Тем не менее к осени конструкция шасси была в целом проработана. Однако к этому времени ситуация изменилась. После начала войны с Советским Союзом немецкие войска встретились с новыми советскими танками и . Первоначально советская техника не вызвала большого интереса у немецких военных, но к осени 1941 года темпы немецкого наступления стали падать, а с фронта начали приходить сообщения о превосходстве новых советских танков особенно Т-34 над немецкими. Для изучения советских танков немецкими военными и техническими специалистами была создана специальная комиссия, в которую входили ведущие немецкие конструкторы бронетанковой техники, в частности и Г. Книпкамп. Немецкие инженеры детально изучили все достоинства и недостатки Т-34 и других советских танков, после чего вынесли решение о необходимости реализации в немецком танкостроении таких новшеств, как наклонное расположение брони, ходовая часть с большими катками и широкие гусеницы. Работы над 20-тонным танком были прекращены, вместо этого фирмам «Даймлер-Бенц» и MAN был выдан заказ на прототип 35-тонного танка с использованием всех этих конструктивных решений. Перспективный танк получил условное название «Пантера». Для определения наиболее подходящего для Вермахта прототипа также была образована «Пантеркомиссия» из ряда видных военных деятелей Третьего Рейха. Весной оба подрядчика представили свои прототипы. Опытная машина фирмы «Даймлер-Бенц» даже внешне сильно напоминала Т-34 немецкие инженеры полностью заимствовали компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. В своём стремлении добиться сходства с «тридцатьчетвёркой» они предложили даже оснастить танк , хотя острая нехватка в Германии (оно в подавляющем большинстве шло на нужды ) делало этот вариант бесперспективным. проявлял большой интерес и склонность к этому варианту, фирма «Даймлер-Бенц» даже получила заказ на 200 машин. Однако в итоге заказ был аннулирован, а предпочтение было отдано конкурирующему проекту фирмы MAN. Комиссия отметила ряд преимуществ проекта MAN, в частности более удачную , , лучшую маневренность, меньший вылет орудийного ствола. Также высказывались соображения, что схожесть нового танка с Т-34 приведёт к путанице боевых машин на поле боя и потерям от своего же огня. Прототип фирмы MAN был выдержан целиком в духе немецкой танкостроительной школы: переднее расположение трансмиссионного отделения и заднее моторного, индивидуальная торсионная «шахматная» подвеска конструкции инженера Г. Книпкампа. В качестве основного вооружения на танк устанавливалась указанная фюрером 75-мм длинноствольная пушка производства фирмы «Рейнметалл» ( ). Выбор относительно небольшого калибра определялся желанием получить высокую скорострельность и большой возимый боезапас внутри танка. Интересно, что в проектах обеих фирм немецкие инженеры сразу же отказались от , использовавшейся в Т-34, сочтя её конструкцию негодной и устаревшей. Над созданием «Пантеры» работала большая группа сотрудников фирмы MAN под руководством главного инженера танкового отдела фирмы П. Вибикке. Также значительный вклад в создание танка внёс инженер Г. Книпкамп (ходовая часть) и конструкторы фирмы «Рейнметалл» (пушка). После выбора прототипа началась подготовка к быстрейшему запуску танка в серийное производство, которое началось в первой половине . [ Серийный выпуск Pz Kpfw V «Пантера» продолжался с января по апрель включительно. Помимо фирмы-разработчика MAN «Пантеру» выпускали такие известные немецкие и предприятия, как « », « », « » и др. Всего в производстве «Пантеры» задействовалось 136 , распределение поставщиков по узлам и агрегатам танка было следующим: Крепёж, прочие узлы и агрегаты остальные предприятия. Кооперация в производстве «Пантеры» была очень сложной и развитой. Поставки важнейших узлов и агрегатов танка дублировались, чтобы избежать перебоев в снабжении при различного рода нештатных ситуациях. Это оказалось очень полезным, поскольку местоположение участвующих в процессе производства «Пантеры» предприятий было известно командованию военно-воздушных сил и практически все они испытали на себе довольно успешные бомбовые удары противника. В результате руководство Министерства вооружений и боеприпасов было вынуждено эвакуировать часть производственного оборудования в небольшие города, менее привлекательные для массированных бомбовых ударов союзников. Также выпуск узлов и агрегатов «Пантеры» был организован в различного рода подземных укрытиях, ряд заказов был передан мелким предприятиям. Поэтому изначального плана по выпуску 600 «Пантер» в месяц ни разу достичь не удалось, максимум серийного выпуска пришёлся на июль тогда заказчику было сдано 400 машин. Всего было выпущено 5976 «Пантер», из них в 1943 году 1768, в 1944 3749, в 1945 459. Таким образом, Pz Kpfw V стал вторым по численности танком Третьего Рейха, уступив по объёмам выпуска лишь Pz Kpfw IV . [ [ Корпус танка собирался из катаных поверхностно закалённых средней и низкой твёрдости, соединённых «в шип» и сваренных двойным швом. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) толщиной 80 мм имела рациональный угол наклона в 57` относительно нормали к горизонтальной плоскости. Нижняя лобовая деталь (НЛД) толщиной 60 мм устанавливалась под углом 53` к нормали. Полученные при обмере трофейной «Пантеры» на полигоне в данные несколько отличались от вышеприведённых: ВЛД толщиной 85 мм имела наклон 55` к нормали, НЛД ] 65 мм и 55` соответственно . Верхние бортовые листы корпуса толщиной 40 мм (на поздних модификациях 50 мм) наклонены к нормали под углом 42`, нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм наклонён к нормали под углом 30`. В крыше корпуса над отделением управления имелись люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста. Крышки люков приподнимались вверх и сдвигались в сторону, как на современных танках. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, при преодолении водных преград ближние к бортам танка отсеки могли заполняться водой, но в средний отсек, где находился двигатель, вода не попадала. В днище корпуса имелись технологические люки для доступа к подвески, спускным кранам системы питания, охлаждения и смазки, откачивающей помпе и спускной пробке картера коробки переключения передач. Башня «Пантеры» представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, соединенных «в шип». Толщина бортовых и кормовых листов башни 45 мм, наклон к нормали 25`. В передней части башни в литой маске устанавливалось орудие. Толщина маски пушки 100 мм. Вращение башни производилось гидравлическим механизмом, осуществлявшим отбор мощности от двигателя танка; скорость вращения башни зависела от оборотов двигателя, при 2500 об/мин. время поворота башни составляло 17 секунд вправо и 18 секунд влево. Также был предусмотрен ручной привод вращения башни, 1000 оборотов маховика соответствовала повороту башни на 360`. Башня танка неуравновешенна, из-за чего её поворот вручную при крене более чем 5` был невозможен. Толщина крыши башни составляла 17 мм, на модификации Ausf G её увеличили до 30 мм. На крыше башни устанавливалась командирская башенка, с 6 (позднее с 7) смотровыми приборами. [ Основным вооружением танка являлась 75-мм танковая KwK 42 производства фирмы « ». Длина ствола орудия 70 / 5250 мм без учёта и 5535 мм вместе с ним. К основным конструктивным особенностям пушки относятся: полуавтоматический вертикальный клиновый гидропневматический подъёмный механизм секторного типа. Стрельба из орудия была возможна только снарядами с электрозапальной втулкой, кнопка электроспуска размещалась на маховике подъёмного механизма. Башня была оборудована устройством продувки канала орудия после , которое состояло из и системы шлангов и клапанов. для продувки отсасывался из короба гильзоулавливателя. Боекомплект (БК) пушки состоял из 79 для модификаций А и D и 82 выстрелов для модификации G. В БК входили Pzgr. 39/42 , Pzgr. 40/42 и Sprgr. Следует отметить, что данные выстрелы подходили только для орудия KwK/StuK 42 с длиной ствола 70 калибров. Выстрелы укладывались в нишах подбашенной коробки, в боевом отделении и отделении управления. Орудие KwK 42 имело мощную баллистику и на момент своего создания могло поражать практически все танки и стран антигитлеровской коалиции. Лишь появившийся в середине 1944 года советский танк со спрямлённой ВЛД имел бронирование, надёжно защищавшее его от снарядов пушки «Пантеры» на основных дистанциях боя. Американские танки и мелкосерийные M4A3E2 « Джамбо» также имели броню, способную защитить их в лобовой проекции от снарядов КwК 42. Более подробно о сравнительной характеристике орудия «Пантеры» см. раздел . Ниже приведена таблица бронепробиваемости орудия КwK 42. С пушкой был спарен 7,92-мм , второй (курсовой) пулемёт размещался в лобовом листе корпуса в (в лобовом листе корпуса имелась вертикальная щель для пулемёта, закрываемая броневой заслонкой) на модификации D и в на модификациях А и G. Командирские башенки танков модификаций А и G были приспособлены для установки зенитного пулемёта МG34 или . Общий боекомплект патронов для пулемётов составлял 4800 патронов у танков Ausf G и 5100 для «Пантер» Ausf A и D. В качестве средства обороны от пехоты танки модификаций А и G оснащались «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat), мортиркой калибра 56 мм. Мортирка располагалась в правой задней части крыши башни, в боекомплект входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные гранаты. «Пантеры» модификации D оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF-12, на танки модификаций А и G ставился более простой монокулярный прицел TZF-12А, представлявший собой правую трубу прицела TZF-12. Бинокулярный прицел имел кратность 2,5х и поле зрения 30`, монокулярный переменную кратность 2,5х или 5х и поле зрения 30` или 15` соответственно. При изменении угла возвышения орудия, отклонялась только объективная часть прицела, окулярная оставалась неподвижной; благодаря этому достигалось удобство работы с прицелом на всех углах возвышения орудия. [ На первых 250 танках устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель «Майбах» (Maybach) HL210P30 объёмом 21 л. С мая 1943 года его сменил «Майбах» HL230P30. На новом моторе были увеличены диаметры , рабочий объём двигателя возрос до 23 л. По сравнению с моделью HL210P30, где блок цилиндров был , эта деталь у HL230P30 изготавливалась из , из-за чего масса двигателя возросла на 350 кг. HL230P30 развивал мощность 700 л. с. при 3000 об/мин. Максимальная скорость танка с новым двигателем не увеличилась, но запас тяги вырос, что позволило бол