(статья опубликована в журнале " Ширъон "
в октябре 2003 г.)
Дата первой публикации – 15.03.04
Дата последнего обновления – 19.04.04
Парк бронетанковой техники, имевшейся в распоряжении Израиля
и его противников накануне войны 1973 г., можно сравнивать
в абсолютных цифрах - 2,031 в АОИ против почти 4,600 в армиях
стран-противников (2,200 у Египта, 1,700 у Сирии, 500 и
160 в экспедиционных силах Ирака и Иордании соответственно
– О.Г.). Можно сравнивать танки по техническим параметрам
- см. таблицу в конце статьи. Но можно провести сравнение
и по целому ряду других критериев:
Проведем сравнительный анализ танковых войск АОИ и его
противников согласно перечисленным критериям.
1. Источники приобретения
По истечении двух с половиной десятилетий от образования
государства Израиль, и двух блистательных (с точки зрения
танковых войск) войн 1956 и 1967 г.г., в преддверии войны
Судного дня, на вооружении состояла как старая, так и новая,
весьма разнотипная техника. К примеру, в строю все еще находились
устаревшие танки типа "Шерман", хоть и модернизированные
до уровня М-50 и М-51 (в ближайшее время планировалось заменить
их на более новые типы танков). С другой стороны, основную
массу танкового парка составляли ОБТ "Центурион"
("Шот") британского производства и американские
"Паттоны", в т.ч. модернизированные М48 (МАГАХ-3)
и прибывшие после Войны на Истощение 1967-1970 г.г. М60
(МАГАХ-6) и М60А1 (МАГАХ-6 "Алеф").
Танк "Шот" Накануне войны программа модернизации танкового парка,
претворяемая в жизнь Службой вооружений ("Хейль Химуш"),
согласно требованиям командования бронетанковыми войсками,
находилась на завершающем этапе. Центр по восстановлению
и модернизации техники и вооружений (МАША – "Мерказ
Шикум вэ-Ахзака") завершил модернизацию большинства
английских "Центурион", включавшей в себя установку
американского дизельного двигателя, автоматической трансмиссии
и 105-мм английской пушки. Программа модернизации танков
"Паттон" (т.е. М48), поставленных как до, так
и после Шестидневной войны, также находилась на завершающем
этапе. И в данном случае бензиновые двигатели были заменены
на дизельные, а устаревшие 90-мм пушки - на 105-мм. Кроме
того, АОИ приняла на вооружение захваченные во время Шестидневной
войны танки типа Т-54 и Т-55, которые после модернизации
получили наименования "Тиран-4" и "Тиран-5"
соответственно. Эти машины были на вооружении одной из танковых
бригад (274-й – О.Г.).
После жестокого поражения в Шестидневной войне, когда они
потеряли сотни танков, сирийская и египетская армия осуществили
массовые закупки самой современной техники советского производства.
Если во время войны за Независимость 1948-1949 г.г., костяк
египетских танковых войск составляли британские, а сирийских
– французские машины, то со временем эти страны стали все
активней и активней переходить на советскую технику. Уже
в преддверии Синайской кампании октября 1956г., в Египет,
а в последствие и в Сирию, были осуществлены поставки огромной
партии оружия, включая танки Т-34-85. Речь идет о так называемой
«чешской сделке». (под «чешской сделкой» обычно подразумевают
договор на поставку вооружения из Чехословакии в Египет,
заключённый в 1955г. – О.Г.). В течение последующих 10 лет
сирийцы и египтяне продолжили поддерживать тесные контакты
с СССР, в результате чего их арсеналы пополнились новейшим
оружием советского производства. В частности и танками Т-54
и Т-55, составлявшими костяк их танковых войск в Шестидневную
войну. После войны потери этих стран в технике были компенсированы
последними моделями танков Т-55 (в том числе чехословацкого
производства), а также танками Т-62 со 115-миллимитровыми
орудиями и БМП-1 с ПТРК и 73-мм орудиями.
Танк "МАГАХ" (М48А2С, с 90-мм орудием и оригинальной
командирской башенкой)
В общем, источниками приобретения бронетанковой техники
противостоящими сторонами были на тот момент сверхдержавы,
действовавшие исходя из собственных интересов, в том числе
и желания испытать разработанные и столь отличные друг от
друга машины на поле боя.
2. "Возраст" машин
и их техническое состояние
Костяк танковых войск АОИ в войну Судного дня составляли
модернизированные "Центурионы" британского производства,
а также "Паттоны" различных типов. Приобретение
"Центурионов" в конце 50-х г.г. стала воистину
революционным шагом в развитии танковых войск АОИ, так как
это был первый ОБТ, упорядоченно закупленный и, соответственно,
принятый на вооружение (танки "Шерман", закупленные
после Второй Мировой войны, относились к "средним",
а поставленные в преддверии операции "Кадеш" (1956г.),
французские машины АМХ-13 – к "лёгким"). Силовой
блок закупленных в Англии "Центурионов" можно
назвать весьма проблематичным. На нем был установлен бензиновый
двигатель фирмы "Роллс-Ройс" и механическая трансмиссия
с ручной коробкой передач, со сцеплением низкого качества.
Кроме того, на некоторых из танков стояла абсолютно устаревшая
84-мм (20-фунтовая) пушка. Низкая надежность силового отделения
«Центурион», высокая пожароопасность бензина, а также факт
начала закупок американских "Паттонов", привели
к решению о проведении программы глубокой модернизации "Центурионов",
дабы по надежности они стали на один уровень с "Паттонами".
Многие сотни танков "Шот" были модернизированы
до уровня "Шот-Каль" («Каль» - сокращенное "Континентал",
название установленного в танках американского дизеля) еще
до войны Судного дня. Танки "Шот-Каль" приняли
самое активное участие в боевых действиях как на Синае,
так и на Голанах, вместе с небольшим количеством танков
"Шот" (т.е. не прошедших модернизацию).
По сравнению с "Шот" и "Шот-Каль" различные
типы "Паттонов" были менее "великовозрастны".
Причем речь идет как о годе выпуска, так и о сроке, который
они к тому времени состояли на вооружении в АОИ. На танках
М48А1 и М48А2С, прибывших в Израиль до Шестидневной войны,
стояли 90-мм орудия и бензиновые двигатели. После войны
в рамках модернизации на них были установлены такие же дизеля,
как и на более "продвинутых" моделях "Паттона",
а также 105-мм пушка. Эту новую модель американцы назвали
М48А4, МАГАХ-3 в Израиле (на самом деле М48А4 – неофициальное
обозначение израильских М48А3; М48А4 – это танк с ракетно-пушечным
вооружением, так и не принятым на вооружение – О.Г.). Кстати,
к началу Шестидневной войны одна из рот "Паттонов"
уже была перевооружена на танки со 105-мм орудиями. Таким
образом, сложилась ситуация, когда параллельно с производственной
линией по модернизации танков "Центурион" в МАША
действовала такая же производственная линия, на которой
осуществлялась переделка "Паттонов". Кроме того,
бронетанковые войска осуществили закупку танков М48А3, М60
(МАГАХ-6) и М60А1 (МАГАХ-6 "Алеф"). Последние
отличались от М60 более удлиненной и просторной башней.
То что на танках "Шот-Каль" и всех разновидностях
МАГАХ установили одинаковые силовые установки (очень небольшие
отличия все же имелись) и орудия, очень "омолодила"
бронетанковый парк АОИ и повысила боеспособность машин.
Модернизация была проведена и в принятых на вооружение трофейных
танках Т-54/55. В данном случае речь идет об установке 105-мм
орудий на большинстве машин, систем связи западного производства,
а также значительном количестве "переделок", носивших
второстепенное значение.
Сирийский Т-55 Основу танкового парка армий Египта и Сирии составляли
Т-55, оснащенные инфракрасными приборами ночного видения,
которыми могли пользоваться командир и наводчик. Кроме этого,
в распоряжении арабов были более старые машины типа Т-54.
Заметная часть танков была поставлена перед самой войной.
С этими партиями в Египет и Сирию прибыли и танки типа Т-62,
которые до довольно позднего этапа войны являлись загадкой
для израильских танкистов. Техническое состояние машин в
большинстве случаев можно было определить как "новые,
и готовые к ведению боевых действий". Особенно стоит
отметить Т-55 чехословацкого производства, где рычаги управления
были оснащены специальным гидроусилителем. Израильские танкисты,
тестировавшие захваченные в ходе войны Т-55 и Т-62, были
поражены тем, насколько новыми и "неизношенными"
оказались эти машины. Это явное свидетельство того, что
танки не успели послужить в СА, а отправлялись в арабские
страны прямо с завода-производителя.
Египетский Т-62 3. Способность экипажей танков вести