(статья опубликована в журнале " Ширъон " в октябре 2003 г.) Дата первой публикации – 15.03.04 Дата последнего обновления – 19.04.04 Парк бронетанковой техники, имевшейся в распоряжении Израиля и его противников накануне войны 1973 г., можно сравнивать в абсолютных цифрах - 2,031 в АОИ против почти 4,600 в армиях стран-противников (2,200 у Египта, 1,700 у Сирии, 500 и 160 в экспедиционных силах Ирака и Иордании соответственно – О.Г.). Можно сравнивать танки по техническим параметрам - см. таблицу в конце статьи. Но можно провести сравнение и по целому ряду других критериев: Проведем сравнительный анализ танковых войск АОИ и его противников согласно перечисленным критериям. 1. Источники приобретения По истечении двух с половиной десятилетий от образования государства Израиль, и двух блистательных (с точки зрения танковых войск) войн 1956 и 1967 г.г., в преддверии войны Судного дня, на вооружении состояла как старая, так и новая, весьма разнотипная техника. К примеру, в строю все еще находились устаревшие танки типа "Шерман", хоть и модернизированные до уровня М-50 и М-51 (в ближайшее время планировалось заменить их на более новые типы танков). С другой стороны, основную массу танкового парка составляли ОБТ "Центурион" ("Шот") британского производства и американские "Паттоны", в т.ч. модернизированные М48 (МАГАХ-3) и прибывшие после Войны на Истощение 1967-1970 г.г. М60 (МАГАХ-6) и М60А1 (МАГАХ-6 "Алеф"). Танк "Шот" Накануне войны программа модернизации танкового парка, претворяемая в жизнь Службой вооружений ("Хейль Химуш"), согласно требованиям командования бронетанковыми войсками, находилась на завершающем этапе. Центр по восстановлению и модернизации техники и вооружений (МАША – "Мерказ Шикум вэ-Ахзака") завершил модернизацию большинства английских "Центурион", включавшей в себя установку американского дизельного двигателя, автоматической трансмиссии и 105-мм английской пушки. Программа модернизации танков "Паттон" (т.е. М48), поставленных как до, так и после Шестидневной войны, также находилась на завершающем этапе. И в данном случае бензиновые двигатели были заменены на дизельные, а устаревшие 90-мм пушки - на 105-мм. Кроме того, АОИ приняла на вооружение захваченные во время Шестидневной войны танки типа Т-54 и Т-55, которые после модернизации получили наименования "Тиран-4" и "Тиран-5" соответственно. Эти машины были на вооружении одной из танковых бригад (274-й – О.Г.). После жестокого поражения в Шестидневной войне, когда они потеряли сотни танков, сирийская и египетская армия осуществили массовые закупки самой современной техники советского производства. Если во время войны за Независимость 1948-1949 г.г., костяк египетских танковых войск составляли британские, а сирийских – французские машины, то со временем эти страны стали все активней и активней переходить на советскую технику. Уже в преддверии Синайской кампании октября 1956г., в Египет, а в последствие и в Сирию, были осуществлены поставки огромной партии оружия, включая танки Т-34-85. Речь идет о так называемой «чешской сделке». (под «чешской сделкой» обычно подразумевают договор на поставку вооружения из Чехословакии в Египет, заключённый в 1955г. – О.Г.). В течение последующих 10 лет сирийцы и египтяне продолжили поддерживать тесные контакты с СССР, в результате чего их арсеналы пополнились новейшим оружием советского производства. В частности и танками Т-54 и Т-55, составлявшими костяк их танковых войск в Шестидневную войну. После войны потери этих стран в технике были компенсированы последними моделями танков Т-55 (в том числе чехословацкого производства), а также танками Т-62 со 115-миллимитровыми орудиями и БМП-1 с ПТРК и 73-мм орудиями. Танк "МАГАХ" (М48А2С, с 90-мм орудием и оригинальной командирской башенкой) В общем, источниками приобретения бронетанковой техники противостоящими сторонами были на тот момент сверхдержавы, действовавшие исходя из собственных интересов, в том числе и желания испытать разработанные и столь отличные друг от друга машины на поле боя. 2. "Возраст" машин и их техническое состояние Костяк танковых войск АОИ в войну Судного дня составляли модернизированные "Центурионы" британского производства, а также "Паттоны" различных типов. Приобретение "Центурионов" в конце 50-х г.г. стала воистину революционным шагом в развитии танковых войск АОИ, так как это был первый ОБТ, упорядоченно закупленный и, соответственно, принятый на вооружение (танки "Шерман", закупленные после Второй Мировой войны, относились к "средним", а поставленные в преддверии операции "Кадеш" (1956г.), французские машины АМХ-13 – к "лёгким"). Силовой блок закупленных в Англии "Центурионов" можно назвать весьма проблематичным. На нем был установлен бензиновый двигатель фирмы "Роллс-Ройс" и механическая трансмиссия с ручной коробкой передач, со сцеплением низкого качества. Кроме того, на некоторых из танков стояла абсолютно устаревшая 84-мм (20-фунтовая) пушка. Низкая надежность силового отделения «Центурион», высокая пожароопасность бензина, а также факт начала закупок американских "Паттонов", привели к решению о проведении программы глубокой модернизации "Центурионов", дабы по надежности они стали на один уровень с "Паттонами". Многие сотни танков "Шот" были модернизированы до уровня "Шот-Каль" («Каль» - сокращенное "Континентал", название установленного в танках американского дизеля) еще до войны Судного дня. Танки "Шот-Каль" приняли самое активное участие в боевых действиях как на Синае, так и на Голанах, вместе с небольшим количеством танков "Шот" (т.е. не прошедших модернизацию). По сравнению с "Шот" и "Шот-Каль" различные типы "Паттонов" были менее "великовозрастны". Причем речь идет как о годе выпуска, так и о сроке, который они к тому времени состояли на вооружении в АОИ. На танках М48А1 и М48А2С, прибывших в Израиль до Шестидневной войны, стояли 90-мм орудия и бензиновые двигатели. После войны в рамках модернизации на них были установлены такие же дизеля, как и на более "продвинутых" моделях "Паттона", а также 105-мм пушка. Эту новую модель американцы назвали М48А4, МАГАХ-3 в Израиле (на самом деле М48А4 – неофициальное обозначение израильских М48А3; М48А4 – это танк с ракетно-пушечным вооружением, так и не принятым на вооружение – О.Г.). Кстати, к началу Шестидневной войны одна из рот "Паттонов" уже была перевооружена на танки со 105-мм орудиями. Таким образом, сложилась ситуация, когда параллельно с производственной линией по модернизации танков "Центурион" в МАША действовала такая же производственная линия, на которой осуществлялась переделка "Паттонов". Кроме того, бронетанковые войска осуществили закупку танков М48А3, М60 (МАГАХ-6) и М60А1 (МАГАХ-6 "Алеф"). Последние отличались от М60 более удлиненной и просторной башней. То что на танках "Шот-Каль" и всех разновидностях МАГАХ установили одинаковые силовые установки (очень небольшие отличия все же имелись) и орудия, очень "омолодила" бронетанковый парк АОИ и повысила боеспособность машин. Модернизация была проведена и в принятых на вооружение трофейных танках Т-54/55. В данном случае речь идет об установке 105-мм орудий на большинстве машин, систем связи западного производства, а также значительном количестве "переделок", носивших второстепенное значение. Сирийский Т-55 Основу танкового парка армий Египта и Сирии составляли Т-55, оснащенные инфракрасными приборами ночного видения, которыми могли пользоваться командир и наводчик. Кроме этого, в распоряжении арабов были более старые машины типа Т-54. Заметная часть танков была поставлена перед самой войной. С этими партиями в Египет и Сирию прибыли и танки типа Т-62, которые до довольно позднего этапа войны являлись загадкой для израильских танкистов. Техническое состояние машин в большинстве случаев можно было определить как "новые, и готовые к ведению боевых действий". Особенно стоит отметить Т-55 чехословацкого производства, где рычаги управления были оснащены специальным гидроусилителем. Израильские танкисты, тестировавшие захваченные в ходе войны Т-55 и Т-62, были поражены тем, насколько новыми и "неизношенными" оказались эти машины. Это явное свидетельство того, что танки не успели послужить в СА, а отправлялись в арабские страны прямо с завода-производителя. Египетский Т-62 3. Способность экипажей танков вести