Уроки танкостроения. Первое поколение танков История танкостроения как часть истории вооружений развивалась по законам, адекватным вызовам времени. Утверждают, что все новое в технике вооружений зарождалось при появлении предпосылок в этом виде, и в полной мере это относится к созданию такого грозного оружия, каким является танк . Ведь до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, видимо, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленный за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. Всамом деле — в извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: «активность», многослой-ность, «самозащищенность» и т.д. В то же время «умный» снаряд, становясь более точным и могущественным, получает все более «длинную руку» и «умную голову». В этом противостоянии нет пределов совершенствованию, нет и не может быть победителя. Возьмем, к примеру, рост эффективности танкового вооружения. За годы развития отечественного танкостроения только калибр танковой пушки вырос более чем в 3,5 раза. Специалисты знают, что дело не только в калибре пушки. Есть целый ряд параметров, определяющих эффективность вооружений: точность, дальность стрельбы, могущество и т.д. В то же время «семимильными шагами» росла и защищенность танка. Достаточно сказать, что вес танка вырос более чем в 6,5 раза. Правда, нельзя всю массу танка отнести к весу защищающей его брони. У современных машин это около 50%. Не следует забывать и о современных способах повышения защищенности при применении комбинированных материалов, активной защите и т.д. Так что приведенные данные говорят, что броневая защита росла темпами, соизмеримыми с вооружением. Несколько выбивается из трех «китов» танкостроения показатель подвижности, определяемый в основном двигателем. Не зря авиаторы говорят: «самолет — это прежде всего двигатель», что в немалой мере касается и танка. Двигатели первых отечественных танков были маломощными и, как правило, «переходили» из автомобиля. На первом отечественном танке применили двигатель АМО мощностью 33,5 л.с. Сравним этот параметр с двигателем современного танка Т-80У. Мощность выросла почти в 37 раз (с 33,5 до 1250 л.с.). Колоссальный рост. Правда, надо вспомнить, что около тридцати лет назад, вначале в СССР, а затем и в США были приняты на вооружение танки с моторно-силовой установкой (МСУ), в которой впервые в мире установлены газотурбинные двигатели (ГТД), осуществившие настоящий прорыв в совершенствовании моторно-силовой установки (МСУ) и привнесшие в танки целый ряд качественных сдвигов. Однако не будем спешить. В конечном счете дело не только в абсолютной мощности. Важнейшим показателем подвижности танка является удельная мощность, т.е. мощность двигателя, отнесенная к массе машины. По этому параметру наблюдается рост всего в 6 раз. Резюмируя почти вековую эволюцию танкостроения, приходится констатировать, что все три основных составляющих танка: огонь, маневр, защита шли нога в ногу. Это не значит, что было постоянное поступательное движение по нарастающей. Иногда кто-то из них вырывался вперед, иногда кто-то отставал, но все равно рано или поздно побеждал баланс равно-действия, иначе танк не оставался бы танком — все «три кита» должны быть соизмеримыми. Но все по порядку. Так уж сложилось, что развитие танкостроения, этапы его эволюции и совершенствования принято делить на поколения. Разумеется, это деление условное. В этой связи представляется интересным рассмотреть эти «условные поколения» и попытаться сформулировать причины и предпосылки появления новых поколений танков, их различия и схожести. Эта статья посвящена первому поколению отечественных танков . Для рождения танка необходимо было два условия: во-первых, научно-технические (и производственно-технологические) предпосылки, а во-вторых, что не менее важно, должны были созреть военно-политические предпосылки. Должна была появиться настоятельная потребность в этом виде вооружений и, конечно, возможность реализации этой идеи. Многие знают, что у танка нет настоящего имени — слово «танк» лишь псевдоним хорошо знакомого каждому сухопутного гусеничного броненосца, «стального чудовища», и ряда других устрашающих синонимов. Можно утверждать, что пока существует армия, пока человечество конфликтует в войнах — танк останется главной составляющей вооруженных сил. Танк — это мощное сухопутное оружие — специфичен тем, что позволяет уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеет возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, может «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага не огнем, так «колесами». К концу XIX века в наиболее развитых странах Европы были уже созданы научно-технические предпосылки для появления танка. Хотя сама идея защищенной техники как боевого оружия, которое сочетало бы защиту находящихся внутри людей, активное уничтожение врага и высокую подвижность, уходит в глубь веков. Даже колесные боевые повозки, применяемые с незапамятных времен, можно считать предками танков. Но только изобретение огнестрельного оружия, с огромной силой и скорострельностью, изобретение механического двигателя внутреннего сгорания, обладающего достаточной мощностью, чтобы двигать тяжелые машины, защищенные бронированным корпусом от огня противника, ну и, наконец, новый, отличный от колесного гусеничный движитель сделали танк реальностью, сделали «танк» танком. Известно, что у военных моряков появилась броневая сталь, позволившая хорошо защитить от поражения вражеской артиллерией корабли нового типа — броненосцы. В Англии, Германии, России и ряде других стран совершенствование технологий обеспечило возможность оснастить броней и сухопутные машины — бронеавтомобили. К этому времени уже начал широко применяться тепловой двигатель на автомобилях (самодвижущихся колясках) — двигатель внутреннего сгорания, разработанный К. От-то и Р. Дизелем. Появился и новый компонент для танка — нарезное оружие Генриха Круппа, существенно улучшившее поражающее воздействие и точность стрельбы. Завершающим стало изобретение англичанином Эдтвортом и французом Кегресоом гусеничного движителя. На передние и задние колеса движущейся тележки поместили замкнутую цепь, образуя таким образом бесконечную беговую дорожку. Не отставали от иностранцев и русские ученые и изобретатели. Достаточно вспомнить металлургов, создателей проката броневых листов П. Амосова, П. Обухова, Д. Чернова; изобретателя и разработчика первого гусеничного трактора Ф. Блинова, усовершенствовавшего пушку Круппа самородка И. Барановского. Велика роль русских ученых в разработке и практике двигателестроения. Петербуржцы Р. Брилинг и А. Орлин внесли большой вклад в теорию быстроходных двигателей внутреннего сгорания. И, конечно, уникальной стала разработка русского инженера В. Менделеева, предложившего проект усовершенствованной бронированной машины с гусеничным движителем — печальный пример невозможности ее реализации по разным причинам. Значимой, самостоятельной вехой в истории отечественного танкостроения стоит разработка изобретателя А. По-ровщикова. Идея создания подвижной, защищенной от врага боевой техники, способной нанести неприятелю сокрушительный удар, ждала своего часа, а была реализована, как это часто бывает в технике, неожиданно для многих, а потому и принималась в разных странах по-разному. В сентябре 2006 года исполняется 90 лет со дня первого применения танков в бою, а первый заказ на производство 100 танков был размещен уже в феврале 1916 года на машины марки Mk-I в Великобритании. Знаменательно, что к идее создания «сухопутного крейсера» приложил руку и первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. Именно с его благословения было решено построить опытную машину, за которой потянулось обидное прозвище «Маленький Вилли». Дело в том, что под руководством морского Адмиралтейства был создан «Комитет сухопутных кораблей», который возглавил военный кораблестроитель Ю. Теннисон д’Энкур. Чуть больше месяца понадобилось инженерам У. Триттону и его коллегам из военного ведомства В. Вильсону и Г. Рикардо, чтобы на базе американского трактора «Холт» (который уже использовался в британской армии для буксировки артиллерии) создать боевую машину, успешно прошедшую ходовые испытания, и даже показанную королю Георгу V. Вскоре появилась идея усовершенствовать «Маленький Вилли», как утверждали, похожий на одного из своих создателей майора В. Вильсона, путем придания обводу гусеничной ленты формы параллелограмма для успешного преодоления вертикальных препятствий и больших воронок от снарядов — так появился «Большой Вилли», получивший официальное обозначение Mk-I (Mather) . Серийное производство осуществлялось в пушечном и пулеметном вариантах. Пушечные танки («самцы»), вооруженные 57 мм пушками, имели 4 пулемета «Гочкинс», а пулеметные («самки») — пятью пулеметами «Виккерс» и одним «Гочкинс». Весили оба варианта примерно одинаково. Защита — катаные бро-нелисты толщиной до 10 мм, которые крепились на заклепках и слабо предохраняли экипаж. Несмотря на довольно широкую гусеницу (520 мм) и ее большую опорную поверхность, удельное давление на грунт достигало 1,2 кг/см , что обуславливало низкую проходимость по мягким грунтам и частые застревания. Интересно, что уже тогда в качестве способа самовытаскивания англичане применили бревно (правда, квадратного сечения, окованное железом). Кстати этот способ оказался настолько живучим, что применяется и на современных отечественных танках. Бензиновый двигатель «Даймлер» мощностью 105 л.с. мог обеспечить скорость этому мастодонту не более 6 км/ч. Очень тяжелым было управление такой машиной. Оно доставляло экипажу из 7 человек немалые трудности. Условия боевой работы были на грани выживания: температура воздуха внутри машины доходила до +70 °С, к тому же экипаж угорал от выхлопных и пороховых газов, а вибрация и тряска довершали эти страдания. Были иные предпосылки создания танка? 2 августа 1914 года первые германские части вероломно вступили на территорию крошечного герцогства Люксембургского — так началась Первая мировая война, так началось вторжение вооруженных сил Германии в маленькую нейтральную Бельгию. 16 августа пал Льеж, и немцы перешли реку Маас. Оказалось, что французы врага из Бельгии не ждали, приближалась катастрофа. 4 августа 1914 года Англия объявила войну Германии — против немцев выступил стопятидесятитысячный британский экспедиционный корпус. Но вместо ожидаемого десанта в Кале или Булони англичане неожиданно высадились в Гавре. Теперь уже объединенная англофранцузская армия ответила немцам сокрушительным контрударом. Началась изнурительная позиционная война за овладение уже не километрами, а метрами территории противника. Требовался качественный скачок в ведении боевых действий, новом вооружении, дающем превосходство над противником — так появилась военно-политическая составляющая создания нового вида оружия. Возможно, подобный посыл дискуссионный. Попробуем разобраться. Англичане не сразу оценили значение предложенной военной новинки. Но пробные испытания механических макетов произвели сильнейшее впечатление на английских консерваторов. В феврале 1916 года начались первые испытания английского танка, на которых прис