В начале пятидесятых годов на заводе номер 75 в городе Харькове конструкторское бюро номер 60, возглавляемое главным конструктором А.А. Морозовым, начало работы по созданию принципиально нового танка. Через десять лет напряженных поисков и экспериментов работы завершились созданием танка Т-64. Так, через два десятилетия после создания легендарной тридцатьчетверки, конструктивные решения которой оказали революционное влияние на всё мировое танкостроение 40-х и 50-х годов. Харьковские конструкторы создали новый шедевр танкостроения - танк Т-64, ставший родоначальником нового класса боевых машин, именуемых "Основными боевыми танками". Основной боевой танк Т-64 выпускался серийно с 1964 по 1987 год. За этот период было создано около трёх десятков модификаций танка Т-64. И сегодня Харьковское конструкторское бюро тяжёлого машиностроения (ХКБМ) имени А.А. Морозова и Харьковский завод тяжёлого машиностроения (ХЗТМ) имени Малышева продолжают работу по совершенствованию конструкции танка Т-64. Таким образом, основной боевой танк Т-64, разработанный вначале 60-х годов и в конце столетия остаётся грозной боевой машиной, способной эффективно противостоять всем основным боевым танкам мира, как второго, так и третьего послевоенного поколения. Модернизированные танки Т-64 и в XXI веке будут "верой и правдой" служить в танковых частях Украины, России, Белоруссии и в других странах бывшего СССР. В начале 50-х годов стало очевидно, что компоновка корпуса, броневая защита, вооружение, трансмиссия и ходовая часть основного советского среднего танка Т-54 не обеспечивает оптимального сочетания огневой мощи, защищенности и подвижности, которым должен отвечать перспективный средний танк, способный эффективно противостоять перспективным средним и тяжёлым танкам НАТО. Компоновка корпуса танка, заимствованная от Т-44, хотя и обеспечивала преимущества советского танка перед зарубежными аналогами, не давала возможности дальнейшего повышения защищённости, особенно от перспективных 90 и 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов. Не стабилизированная 100-мм танковая пушка Д-10Т не обеспечивала достаточной точности и скорострельности при ведении огня с ходу. Кроме того, возникала необходимость введения в боекомплект пушки новых бронебойно-подкалиберных и особенно кумулятивных снарядов. Трансмиссия и ходовая часть танка, ведущие своё развитие от танка БТ-1 (танк Кристи образца 1940 года), не обеспечивали дальнейшего повышения подвижности танка в случае установки более мощного вооружения или увеличения броневой защиты, не смотря на введение планетарных механизмов поворота вместо бортовых фрикционов, торсионной подвески и новой гусеничной ленты с цевочным зацеплением. И хотя все возможности модернизации танков Т-54 ещё не были использованы, о чём свидетельствуют многочисленные модификации танков Т-54, Т-55 и Т-62 до сих пор состоящие на вооружении многих стран мира, возникла необходимость проведения опытно-конструкторских работ по созданию перспективного среднего танка второго послевоенного поколения. Первым этапом этих работ была разработка и принятие на вооружение новой, более мощной 100-мм нарезной танковой пушки Д-54Т, дульная энергия которой на 30% превышала Д-10Т. Новая пушка была установлена на опытном танке Т-54М (объект 139). Однако, отсутствие системы стабилизации, в отличие от Д-10ТГ танка Т-54А (объект 137Г), помешало принятию танка на вооружение. Модернизированный вариант пушки, получившей обозначение Д-54ТС, оснащённой 2-х плоскостным стабилизатором "Метель", в последствии устанавливался на всех опытных перспективных танках вплоть до объекта 167. Следующим этапом работы над принципиально новым средним танком стала разработка объекта 140 в ОКБ-520 завода номер 183. Танк имел бронекорпус новой, улучшенной формы, двигатель В-36 и механическую планетарную трансмиссию с фрикционными элементами, работающими в масле, и систему гидросервоуправления. Однако разногласия между инженерами ОКБ, дирекцией завода номер 183 и представителями заказчика относительно основных принципиальных вопросов по конструкции перспективного танка привели к переходу части конструкторов во главе с А.А. Морозом в КБ-60 при заводе номер 75 в Харькове. В дальнейшем работы по 140-му объекту возглавил Л.Н. Карцев. В 1957 году был создан опытный образец, прошедший сравнительные испытания с харьковским 430-м объектом на НИИ БТ Полигоне в Кубинке. Испытания выявили ряд серьёзных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии. На вооружение танк не принимался. В дальнейшем элементы ходовой части были использованы на опытном объекте 167. Разработка перспективного танка на заводе номер 75 началась в 1951 году, когда КБ-60 возглавил вернувшийся из Нижнего Тагила А.А. Мороз.