[ | | | В настоящее время, как сообщает иностранная пресса, за рубежом существуют следующие три формы экспорта бронетанковой техники: поставка серийных машин или с незначительно измененной комплектацией применительно к условиям эксплуатации стран-заказчиков; поставка специальных образцов упрощенной конструкции с использованием узлов серийных изделий; продажа машин с более совершенными узлами и системами, еще не принятыми на вооружение армии страны-производителя. Серийные машины (первая форма зарубежных поставок) обычно экспортируются после насыщения ими армий стран-изготовителей. Последние две формы стали применяться сравнительно недавно. Одной из причин экспорта танков упрощенной конструкции (вторая форма), по мнению иностранных специалистов, является высокая стоимость базовых моделей, что делает их недоступными для многих потенциальных заказчиков. Кроме того, страны — производители танков опасаются продавать за рубеж основные модели из-за возможности утечки технологической информации. Третья форма экспорта часто практикуется как способ дополнительного финансирования опытно-конструкторских работ по отработке новых машин и их систем. В первые послевоенные годы основные боевые танки поставлялись только двумя государствами — Соединенными Штатами Америки и Великобританией. В конкурентной борьбе за экспортные заказы в последнее время участвуют главным образом четыре страны: США, Великобритания, Франция и ФРГ. Кроме перечисленных, экспортерами бронетанковой техники являются Италия и с недавних пор Бразилия, предлагающая для продажи за рубеж легкие танки и колесные бронированные машины. Тактико-технические характеристики экспортных вариантов танков основных капиталистических государств приведены в таблице. Соединенные Штаты Америки в течение многих лет экспортируют танки серии М60 практически в том же исполнении, что и для своей армии. Из 11 тыс. танком этой серии, изготовленных к началу 80-х годов, более 30 проц. машин продано Австрии, Египту, Ирану, Израилю, Иордании, Испании, Италии, Саудовской Аравии, Сингапуру, Сомали, Турции, а также южнокорейскому режиму и некоторым другим странам. На внешний рынок поставлялись танки М60, М60А1 и М60АЗ (рис. 1). Часть из них поступала не с заводов, а с армейских складов. В последнее время единственным американским танком, продаваемым за границу, был М60АЗ. Экспорт танков из США в последние годы постоянно сокращается. Так, если в 1975 году было продано 1030 единиц, а в 1978-м — 930, то в 1981-м — только 255 танков. И дело здесь не в миролюбии Соединенных Штатов, а в сильной конкуренции на мировом рынке сбыта со стороны Великобритании, ФРГ и Франции. Кроме того, США не могут предложить зарубежным покупателям современный сравнительно недорогой танк. По данным западной печати, предполагается эксиортировать танки M1 «Абрамс» после оснащения ими частей американской армии, но его высокая стоимость отпугивает многих возможных заказчиков. В США выдвигается несколько проектов решения проблемы увеличения экспортных поставок танков. Так, некоторые специалисты советуют заменить имеющиеся на складах устаревшие образцы танками M1, а первые, в частности около 1700 танков М48А5, предложить для продажи за рубеж по приемлемым ценам. Кроме них, на хранении в Аннистонском арсенале армии США находится более 1500 снятых с вооружения легких разведывательных танков М551 «Шеридан». Не исключается возможность экспорта этих машин после их модернизации, которая, по сообщениям зарубежной прессы, может заключаться в установке на танк 105-мм пушки с уменьшенным откатом или башни БМП М2 «Брэдли» с 25-мм пушкой и ПУ ПТУР «Toy». Подготовительный (организационный) этап программы модернизации танков «Шеридан» оценивается в 23 млн. долларов, а модернизация каждой отдельной машины — в 535 тыс. Американская фирма «Кадиллак гейдж», учитывая ситуацию, сложившуюся с экспортом боевых машин, создала специально для поставок на внешний рынок легкий танк «Стингрей». Он оснащен стальной броней, обеспечивающей защиту от осколков снарядов и бронебойных пуль. Башня и корпус сварные. Компоновка танка обычная: механик-водитель впереди, боевое отделение в центре, а двигатель с трансмиссией в кормовой части машины. Танк вооружен 105-мм английской нарезной пушкой L7A3 с уменьшенным откатом, с которой спарен 7,62-мм пулемет. На башне установлен зенитный пулемет калибра 7,62 мм. Дизельный двигатель 8V-92TA фирмы «Дженерал Моторс» мощностью 535 л. с. соединен с трансмиссией XTG-411-2A фирмы «Аллисон». Испытания новой модели намечалось завершить в конце 1985 года. Специально для Южной Кореи фирмой «Дженерал моторс» на базе узлов танков Ml и М6ОАЗ создан танк ХК1 «Рокит». Боевой вес машины около 52 т, экипаж четыре человека, вооружение — 105-мм нарезная пушка. Броня многослойная комбинированная. Дизельный двигатель воздушного охлаждения имеет максимальную мощность 1200 л. с. Основной подрядчик по производству этой модели — южнокорейская фирма «Кохема». Предполагается выпустить 700 таких танков. Федеративная Республика Германии экспортирует танки «Леопард-1» (рис. 2) и «Леопард-2». Часть первых имеет некоторые отличия от базовой модели за счет установки более совершенных систем управления огнем и ряда других узлов. Из 4700 изготовленных танков «Леопард-1» за рубеж поставлено свыше 2200 единиц (почти 49 проц.). Экспортные поставки начались в 1968 году. Из выпускавшихся четырех модификаций («Леопард-1, -1А2, -1АЗ и -1А4») продавались только первая и третья модели. По лицензии в Италии изготовлено 720 машин. Танки «Леопард-1» поставлялись Австралии (90 единиц), Бельгии (334), Греции (106), Дании (120), Италии (200), Канаде (114), Нидерландам (468), Норвегии (78) и Турции (77). Кроме танков «Леопард-1», этим странам продавались бронированные ре-монтно-эвакуационные, инженерные машины и танковые мостоукладчики, созданные на его базе. Из запланированных к производству до 1990 года 2665 танков «Леопард-2» на экспорт предназначено около 32 проц. В 1982 году началось поступление этой техники в Нидерланды. Заказано 445 машин, которые должны были быть поставлены до 1986 года. Лицензию на производство танка «Леопард-2» приобрела Швейцария. С 1987 до начала 90-х годов планируется закупить для швейцарской армии 420 машин. Первые 35 танков поставят из ФРГ, остальные будут изготовлены в Швейцарии. Лицензию на производство танка «Леопард-2» приобрела также Испания. Однако, как сообщается в иностранной печати, испанская армия в настоящее время не намерена закупать их. Западные обозреватели предполагают, что в Испании планируется организовать собственное производство танков на базе «Леопард-2» для продажи тем странам, которым ФРГ не может поставлять их непосредственно в силу законодательных или политических ограничений. Великобритания поставляет на экспорт танки «Чифтен» и «Виккерс». Из 2000 танков «Чифтен», выпускаемых с 1966 года, около 60 проц. было изготовлено для продажи за рубеж. Они поставлялись Ирану (750 машин), Кувейту (153), Оману (12). Экспортные танки «Чифтен» по конструкции близки к базовым моделям. На базе танка «Чифтен» разработаны специальные экспортные модели — «Шир-1» и «Шир-2». Первая отличается от базового образца новым двигателем фирмы «Роллс-Ройс» повышенной мощности, автоматической трансмиссией, разработанной компанией «Дэвид Браун», и системой управления огнем. С 1980 по 1983 год 278 таких машин под названием «Халид» было поставлено Иордании. На модели «Шир-2» применены корпус и башня новой конструкции с комбинированной броней «чобхэм», подвеска гидропневматическая, установлен тепловизионный прицел. После аннулирования сделки с Ираном заказов на этот танк не поступало. В 1982 году создана специальная экспортная модель танка — «Чифтен-900». Он оснащен броней «чобхэм» и двигателем фирмы «Роллс-Ройс» мощностью 900 л. с. По желанию заказчика на танк может устанавливаться торсионная или гидропневматическая подвеска. Сведений о заказах на его поставки в иностранной печати не появлялось. Английские танки «Виккерс» различных модификаций (всего изготовлено около 1200 единиц) поставлялись только на экспорт. Первый образец был создан фирмой в инициативном порядке в конце 50-х годов, в 1961-м завершились его доработки. В 1968 году 70 танков «Виккерс» заказал Кувейт (они поставлялись в 1970— 1972-м). В 1977 году 38 машин закупила Кения (начали поступать в 1979-м), затем она же заказала еще 38 танков. В 1981 году 36 танков «Виккерс» закупила Нигерия (поставки начались в 1983-м). В 1982 году закончились испытания первого опытного образца танка «Вэлиант» («Виккерс» Мк4, рис. 3), созданного фирмой специально для расширения рынка сбыта своей продукции за рубежом. Его боевой вес около 44 т. На нем применена комбинированная броня «чобхэм» (без нее масса танка составляла 30 т). Корпус алюминиевый сварной, башня стальная. Вооружение — 105-мм нарезная пушка английского производства (на первых образцах устанавливалась 120-мм гладкоствольная пушка западногерманской фирмы «Рейнметалл»), Боекомплект 44 — 56 выстрелов в зависимости от типа орудия. Двигатель «Кондор» фирмы «Роллс-Ройс» имеет мощность 1000 л. с, трансмиссия с планетарной коробкой передач и полуавтоматическим управлением. Франция. В рамках совместного проекта ФРГ, Франции и Италии в начале 60-х годов разработан танк АМХ-30 (рис. 4), к серийному производству которого приступили в 1966 году. В последнее время он выпускается главным образом для продажи за границу (для своих сухопутных войск производится модель АМХ-30В2). Экспортный вариант несколько упрощен по сравнению с базовым (отсутствуют приборы ночного видения, система защиты от оружия массового поражения, изменена командирская башенка, вместо 20-мм спаренной пушки устанавливается 7,62- или 12,7-мм пулемет). В зависимости от конкретных условий эксплуатации могут быть и другие отличия. В настоящее время французское промышленное объединение GIAT предлагает программу модернизации танка АМХ-30 всем заинтересованным странам. Это мероприятие, по мнению западных специалистов, позволит при небольших затратах продлить срок его службы до конца XX века. Сейчас на вооружении французской армии и армий ряда других стран находится немногим более 2000 танков тина АМХ-30. Кроме Франции, эти машины выпускались в начале 70-х годов по лицензии в Испании. Там было собрано 440 танков. Экспортные поставки производились в Абу-Даби (64 машины), Грецию (190), Катар (24), Саудовскую Аравию (290), Венесуэлу (142), Чили (50), а также в Перу и Ирак. В 1979 году на базе тапка AMX-30 во Франции была разработана специальная экспортная модель — АМХ-32. На ней может быть установлена 120-мм пушка (на основном варианте применено 105-мм орудие), система управления огнем с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Двигатель тот же, что и на танке АМХ-30 (HS110, дизельный, американской разработки), но с усовершенствованной системой охлаждения. Трансмиссия полуавтоматическая, с гидротрансформатором и гидростатическим механизмом поворота. Увеличен объем башни. Заказов на танк АМХ-32, по данным иностранной печати, пока не поступало. Дальнейшей модификацией танка АМХ-32 стала модель АМХ-40, созданная в 1983 году. Основное вооружение этого образца — 120-мм пушка. В результате усиления бронезащиты за счет применения многослойной брони боевой вес машины возрос до 43 т (с 36 т у АМХ-30 и с 40 т у АМХ-32). По сравнению с предыдущими моделями существенно изменено шасси. Новая ходовая часть имеет шесть опорных катков на борт (у АМХ-30 и АМХ-32 — по пять). Установлен новый 12-цилиндро-вый дизельный двигатель мощностью 1100 л. с. с турбонаддувом. Трансмиссия автоматическая. Удельная мощность танка 26 л. с./т, что значительно выше, чем у АМХ-32 (17 л. с./т). Италия производит на экспорт танк OF-40 (рис. 5), разработанный фирмами ФИАТ и «ОТО Мелара» в сотрудничестве с ФРГ. Он представляет собой упрощенный вариант танка «Леопард-1» (менее сложная система управления огнем, нет стабилизатора вооружения). OF-40 оснащен 105-мм нарезной пушкой фирмы «ОТО Мелара» с боекомплектом 57 выстре