Карты: В апреле 1934 г. комитет по исследованиям при начальнике Генштаба рассмотрел представленный генерал-инспектором КТК (Королевского танкового корпуса) доклад, содержащий требования к танку для непосредственного взаимодействия с пехотой – категория, впоследствии известная как пехотный танк. Документ указывал два альтернативных варианта: 1) очень небольшая малозаметная машина, хорошо бронированная, вооруженная пулеметом и удобная для массового производства; 2) машина больших размеров, несущая пушку и тяжелое бронирование, способная бороться с боевыми машинами противника и имеющая противопехотный пулемет. В обоих случаях скорость хода машин не превышала бы «маршевого шага» пехоты. Генштаб набросал требования, основанные в некоторой степени на втором варианте, хотя при этом предлагалось основное вооружение в виде пулемета калибра .50 (12,7-мм) или 2-фунтовой (40-мм) пушки и минимальная толщина брони в 25,4 мм. «Виккерс» в соответствии с этими требованиями разработала проект А9. В мае 1934 г. начальником Управления вооружения, ответственного за поставки танков, назначили генерал-майора сэра Хью Эллиса. Эллис в прошлом – командир Танкового корпуса в Европе во время Первой мировой войны. Он был убежден, что «Виккерс» должна разработать и построить прототип по спецификации малого, но с более толстой броней, непробиваемой существующими ПТП. Джон Карден разработал такую машину, получившую обозначение А11, и в сентябре 1936 г. прототип А11Е1 поставили в армию для испытаний. А11 был очень простым, что сводило его стоимость к минимуму. Использовали коммерческие (т.е. от гражданских машин) двигатель «Форд» и трансмиссию; коробку передач, сцепление и тормоза позаимствовали у легких танков «Виккерс». Схему ходовой части взяли от тракторов «Дрэгон» фирмы «Виккерс». Испытания выявили необходимость усовершенствования ходовой части для предотвращения спадания гусениц (поддерживающие ролики перенесли на борта корпуса) и защиты от грязи и брызг. В апреле 1937 г. выдали заказ на первые 60 серийных машин, позднее увеличенный, и к окончанию производства в августе 1940 г. изготовили 140 машин (включая и опытные). Тем временем были осознаны ограниченные возможности пулеметного вооружения, что инициировало в ноябре 1936 г. начало разработки пехотного танка 12), а А11 признали промежуточной моделью. Пехотный танк применялся 1-й армейской танковой бригадой во Франции в 1940 г. и в целом показал малую уязвимость для германских противотанковых пушек. Однако его недостаточная огневая мощь снижала тактическую эффективность, и после эвакуации из Дюнкерка производство свернули. Оставшиеся машины использовали только для обучения. 1 – уже поставлялся в войска, Комитет по механизации рассматривал модификацию с дополнительным членом экипажа, 2-фунтовой (40-мм) пушкой или спаренными пулеметами и скоростью до 15 миль/ч (24 км/ч). Массу ограничили 14 «длинными» тоннами (1 «длинная» тонна = 1016 кг), чтобы не превысить грузоподъемности существующих военных мостов. Вскоре стало ясно, что эти требования невозможно удовлетворить на основе танка А11, поскольку только новая башня с 2-фунтовой пушкой увеличивала массу А11 до 13 тонн, а кроме того, требовалась установка нового двигателя. Поэтому выдали заказ на разработку новой машины, для которой Комитет предусмотрел толщину брони до 60 мм, коммерческий двигатель и толстые бортовые экраны. Макет танка А12 «Матильда Сениор», или пехотного , выполнили на основе среднего танка А7, прототип которого разработали и построили на заводе «Ройал Орднанс Фэктори» ( ) в Вулвиче 1929-1932 гг. В ноябре 1936 г. «Вулкан фаундри» ( ) в Варрингтоне получила заказ на постройку деревянного макета и двух прототипов А12 из мягкой стали. Макет рассмотрели в апреле 1937 г., после чего решили установить спарку дизелей и планетарную коробку передач «Вильсон». Запланировали установку 3-дюймовой гаубицы и ряд других деталей определили на этой ранней стадии разработки. Создание прототипа, однако, задерживалось поставками коробок передач и других агрегатов, так, что опытный А12Е1 подготовили только к апрелю 1939 года. Тем временем уже в декабре 1937 г. «с листа» выдали заказ на 65 машин, вскоре увеличенный до 165. Испытания в целом были успешными, хотя понадобилось внесение ряда изменений в коробку передач и подвеску. Улучшили также систему охлаждения двигателя, а для применения в колониях установили воздухоочистители. К этому времени подоспело общее перевооружение армии, и потребность в новых танках стала насущной. В июне контракты на дальнейшее производство получили «Фаулер» и «Растон энд Хорсби», притом головным подрядчиком оставалась «Вулкан», а впоследствии привлекли также «Ландон Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлвэй», «Хэрлэнд энд Волф» и «Норм Бритиш Локомотив». Для поздних модификаций двигатели заказывались у «Лейланд» (в 1940 г.). Общий выпуск А12 составил 2 987 машин, а их производство прекратили в августе 1943 г. А12 был плохо приспособлен для массового производства прежде всего из-за своих размеров и литых деталей из толстой брони. Особенно сложным в изготовлении оказался бортовой бронеэкран, и для упрощения его производства число отгибов для отброса грязи уменьшили с шести (на прототипе) до пяти (в серии). К началу войны с Германией в 1939 г. имелось всего два танка А12, но их партию поставили 7-му Королевскому танковому полку во Франции к началу 1940 г., где они успешно применялись в битве под Аррассом и впоследствии вплоть до эвакуации из Дюнкерка. перестали употреблять по отношению к А12 и он стал известен как «Матильда». «Матильда» хорошо запомнилась благодаря важной роли, сыгранной ей в начале кампании в Северной Африке. В Ливии в 1940 г. «Матильда» оказалась неуязвимой для итальянских пушек до того, как стали использовать в противотанковой обороне германскую 88-мм зенитную пушку (8,8 18/36) – способную поражать броню любых английских танков на больших расстояниях. Установить на «Матильду» 6-фунтовую пушку не представлялось возможным (хотя пытались установить башню танка А27 на ее шасси) из-за малого диаметра погона. В 1942 году «Матильда» утратила свое значение пушечного танка и в последний раз использовалась в таком качестве в ходе первых сражений под Эль-Аламейном в июле 1942 года. различных специальных машин. Первыми были саперные танки , оснащенные молотковыми минными тралами, которые приняли участие в сражении у Эль-Аламейна. За ними последовали и другие варианты: катковые минные тралы, бульдозеры, мостоукладчики, прожекторные танки для освещения поля боя и, наконец, огнеметные. Австралийские модификации огнеметных танков - использовались для выжигания японских опорных пунктов на островах Юго-Восточной Азии. В Советский Союз первые «Матильды» прибыли осенью 1941 года – как раз к битве за Москву, и пришлись как нельзя кстати. В течение 1941-1943 годов Красная Армия получила 1084 танка этого типа. Советские танкисты по достоинству оценили мощную броню (такую же, как у нашего КВ) и высокую надежность силовой установки и трансмиссии. Английская 2-фунтовая пушка по бронепробиваемости не уступала отечественной 45-мм и до середины 1942 года могла гарантированно поражать все типы немецких танков. В России выявился один специфический недостаток «Матильды»: осенью и весной грязь, забиваясь днем между фальшбортом и корпусом, ночью, при понижении температуры, замерзала и лишала танк возможности передвигаться.