Федор ЛАПШИН, фото автора В августе возле московского Белого дома (здание правительства России) вновь грохотала бронетехника: танки, самоходки, бронетранспортеры... Как в 1991 году! Только теперь их задача была мирной — участие в салоне вооружений и военной техники МВСВ-2008, который прошел в Экспоцентре на Красной Пресне. Хотя ему далеко до знаменитого парижского Eurosatory, да и большинство экспонатов давно известно специалистам, нам удалось узнать немало интересного. Могучий Смерч на мазовском шасси бьет на 90 км и «накрывает» одним залпом сразу 67 гектаров То, что выставка вооружений прошла сразу после событий в Южной Осетии, — совпадение. Но совпадение крайне своевременное: в последние годы процесс перевооружения российской армии протекал крайне медленно. Многие образцы кочевали по выставкам годами... Достаточно сказать, что в 2006 году российские войска получили лишь 31 танк Т-90 — при том, что Индия закупила уже свыше пятисот экземпляров и только что подписала соглашение о поставке еще 1200 машин. А бронетранспортер БТР-90, разработанный в начале девяностых, принят на вооружение лишь летом нынешнего года! Но, может быть, теперь все изменится? Пожалуй, главная задача, которую блестяще выполнил московский салон, — показ «достижений военного хозяйства» широкой публике. Конечно, существуют гораздо более масштабные выставки в Омске и Нижнем Тагиле, однако они скорее «профессиональные», нежели «публичные». А здесь будущие (и бывшие!) воины увлеченно лазали по бронетранспортерам, дискутировали с офицерами-стендистами о преимуществах боевой техники, щелкали затворами автоматов и пулеметов, управляли (пусть и на тренажерах) военными грузовиками... Здоровый патриотизм — вещь очень правильная и нужная! Около гусеничной техники — не протолкнуться! Еще бы: ведь на выставку среди прочего прибыли «летающий танк» Т-90С и его предшественник Т-80У с экзотическим газотурбинным двигателем (который, увы, оказался менее ремонтопригодным, нежели дизель). Здесь же стояли модернизированная боевая машина десанта БМД-4 (ее широкой публике до сих пор не показывали) и даже зенитная ракетная система С-300 на гусеничном ходу — точнее, лишь ее часть, пусковая установка. Выползает такая «гусеница» на исходную позицию, дает залп — и уползает в укрытие. Впрочем, это уже не новинка: год назад на вооружение принята более современная система С-400. А еще на выставке был... надувной танк. То есть это вблизи видно, что он надувной. А вот средства обнаружения — не только оптические, но и радиолокационные, и инфракрасные — принимают его за настоящий. Весит 90 кг, надувается за десять минут. Поставил десять таких макетов — и противник совершенно уверен в том, что перед ним танковое подразделение. Сплошное надувательство! Прибыли и знаменитые реактивные системы залпового огня: гигантский Смерч на мазовском шасси, Ураган на шасси брянского БАЗа и Град на шасси Урала. Конечно, все они давно вышли из разряда новинок: Смерч появился на свет в 1987 году, Ураган — в 1975-м, а Град и вовсе в 1965-м. Мало кто знает, что первое боевое применение Града относится к 1969 году, когда китайцы захватили остров Даманский на реке Уссури. После безуспешных попыток выбить их оттуда остров «накрыли» из установок Град. Цифры потерь китайская сторона не сообщает до сих пор. Одного жаль: после политических переговоров Даманский все-таки отдали китайцам. Но Град с его дальнобойностью в 20 км и площадью поражения в 14,5 га на фоне Смерча выглядит весьма скромно: тот бьет на 90 км, «накрывая» сразу 67 га (это 670 тысяч квадратных метров!). При этом каждая из ракет Смерча может разделяться на 72 заряда, а в каждом из поражающих зарядов — по три тысячи разлетающихся стальных элементов (шариков и т.п.) Представить и то страшно... При этом Смерч, несмотря на более чем внушительные габариты, готовится к бою за три минуты, а возвращается в походное положение всего за минуту. Пока засекут — машина уже уехала. А еще реактивные установки могут стрелять «умными» противотанковыми зарядами (у Града их в каждой ракете может быть два, у Смерча — пять), которые аккуратно спускаются на парашютиках. По словам разработчиков из компании Сплав, они действуют так: когда инфракрасный датчик находит цель в радиусе ста метров, из заряда в этом направлении выбрасывается «ударное ядро» — струя раскаленной меди. Правда, процент попадания невелик, но, по словам разработчиков, одного залпа Града — сорок ракет по пять зарядов — хватает на танковую роту... Еще одна армейская новинка — долгожданный БТР-90 Росток. Зрел он долго и трудно: первый образец был построен еще в 1994 году, мы рассказывали о машине в 1999 году... А приказ о постановке на вооружение датирован только июнем нынешнего года! Дело в том, что это не очередная модернизация древнего БТР-80, а новая конструкция, которая по характеристикам приближается к легким танкам. БТР-90 не только крупнее и тяжелее предшественника (полная масса от 22 т против 13,6—14 т), но и намного мощнее: если на БТР-80 стоит 260-сильный дизель КАМАЗ с турбонаддувом, то здесь дизель уже 510-сильный, танковый. Даже поворачивать новая машина может «по-танковому», с заторможенными колесами одного борта. В базовый набор вооружения входит 30-мм пушка, пулемет, гранатомет и противотанковая установка ПТУР. Такая машина стояла на выставке, но есть и более современный вариант — уже с двумя многозарядными ПТУРами модели Корнет-Э (комплекс Бережок тульского производства). Как утверждают разработчики, Корнет способен пробить броню всех существующих и перспективных танков на расстоянии до 5,5 км! А в перспективе будут выпускаться даже БТРы с башней Бахча от той же БМД с мощным 100-мм орудием. И защищен Росток лучше предшественников: лобовая броня выдерживает выстрел аналогичной 30-мм пушки, борта — очереди крупнокалиберного пулемета, а дополнительно может навешиваться динамическая защита, как у танков (она взрывается, ослабляя действие снаряда). Выпускаются БТР-90 там же, где и другие бронетранспортеры, — на Арзамасском машиностроительном заводе. При этом завод не собирается отказываться от производства машин предыдущей серии: они модернизированы (модель БТР-80А) и получили необитаемую башню с 30-мм орудием. А вскоре в Арзамасе начнут делать еще один броневик... Переворачивайте страницу! Почему на эмблеме «российского Хаммера», газовского Тигра, вместо аббревиатуры ГАЗ написано ВПК АМЗ? Да потому, что холдинг Русские машины, которому принадлежит ГАЗ, выделил военный бизнес в отдельную военно-промышленную компанию (ВПК). Она объединяет три завода — АМЗ в Арзамасе, завод корпусов в Выксе (там варят бронекорпуса) и Барнаултрансмаш, где делают двигатели. Есть и собственный военно-инженерный центр, в котором работают бывшие газовские конструкторы. Потому-то производство Тигра до конца года будет перенесено в тот же Арзамас, на завод, где делают бронетранспортеры. Пока выпускаются только бронированные Тигры — в версиях СПМ-1 для ОМОНа (бронирование по третьему классу защиты, от автомата Калашникова) и СПМ-2 для Внутренних войск МВД (бронирование уже по пятому классу, от снайперской винтовки СВД). Несмотря на импортный двигатель (Cummins бразильского производства) партия машин уже поставлена Министерству обороны. Бронированы они так же, как СПМ-1, мест в салоне не семь, а четыре, зато на крышу может ставиться даже крупнокалиберный пулемет Корд завода Дегтярева. После участия этих Тигров в параде 9 мая по Красной площади чуть было не разразился международный скандал. Американцы хотели прекратить поставку моторов: «Вы собираетесь воевать с нами на наших же двигателях?!» Конструкторы начали срочно прорабатывать альтернативные варианты (дизель ГАЗ-562 по лицензии фирмы Steyr, перспективный ярославский ЯМЗ-534)... Но скандал удалось замять. Крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Корд завода Дегтярева. Видеоролик о его стрелковых испытаниях впечатляет А со следующего года начнется производство и небронированных Тигров. Такие машины, но по «очень индивидуальным» заказам, уже существуют: два Тигра есть у Никиты Михалкова, по одному — у Жириновского и Шанцева. Сейчас же, по неофициальной информации, сварено 14 небронированных кузовов. Но сколько будет стоить «гражданский» Тигр, можно только предполагать. Потому как стоимость броневиков начинается с отметки в четыре миллиона рублей, а цена, которую сам ГАЗ когда-то назначал за небронированную машину, — 2,4 миллиона рублей... Да и интерьер показанного «экспортного» образца СПМ-2Э (он демонстрировался в Париже) пока явно не европейский, хоть и заметно облагорожен по сравнению с существующими «омоновскими» экземплярами. То, что руль и панель новые, есть даже экраны диагностики и навигации, — хорошо. Но при этом — весьма спорная эргономика, простецкие кресла, дешевая (да еще местами и серебристая) пластмасса. Будут ли желающие купить такой Тигр по цене Хаммера? Или для «гражданской» версии разработают собственный интерьер? Тем временем сто Тигров (конечно, бронированных) удалось продать полиции Пекина: любопытно, что девяносто машин соберут сами китайцы. Наши опасения, что вскоре появятся китайские броневики, точь-в-точь похожие на Тигр, представителей ВПК не смутили: «Пускай копируют! Мы свой контракт уже выполнили. Да и качество копий будет как у китайских автоматов Калашникова, которые после сотни выстрелов отказывают...» Украинцы привезли на выставку свой аналог Тигра — правда, только в виде фотографий и модели. Бронеавтомобиль, разработанный Харьковским конструкторским бюро имени Малышева (ХКБМ), называется Дозор-Б. Правда, он более утилитарен, нежели Тигр: сразу видно, что это армейская машина! И с комплектацией не все ясно: из одного проспекта следует, что Дозор рассчитан на установку двигателей IVECO, из другого — что дизель носит марку Deutz, а коробка передач — «автомат» Allison. Сами же украинцы отмалчивались, так и не ответив на наши вопросы: «Прошла ли машина стадию опытных образцов? Поставляется ли уже в войска?» Все прояснил украинский интернет-сайт «Военный информатор»: «Дозор был разработан в 2004 году, но сведений о заказах не поступало. Некоторый интерес к машине проявил только президент Экваториальной Гвинеи, однако даже возможный заказ со стороны государства, численность армии которого не превышает 1,5 тысяч человек, вряд ли отразится на перспективах сбыта». И еще оттуда же: «Дозор-Б чрезвычайно похож на турецкий БТР Cobra, а по характеристикам представляет почти точную его копию». Для сравнения публикуем фотографию турецкой Кобры: действительно, похоже. А теперь перейдем к грустному — «грузовой» экспозиции. Под двумя из четырех заводских КАМАЗов, включая роскошный экспортный экземпляр цвета «металлик», показанный в 2006 году в Ганновере, красовались недвусмысленные лужицы. А под новым бескапотным тягачом Урал-6470 с не менее новейшим рядным двигателем ЯМЗ-560 (лицензионный Renault) вообще образовалось здоровенное мокрое пятно! Еще грустнее стало при знакомстве с бронированной модификацией КАМАЗа (по словам камазовцев, ее по заказу завода сделала челнинская фирма Астейс). Впрочем, кабина бронирована аккуратно: наличие защиты выдают только бойницы в стеклах. Но вот «бронебудка», вставленная в кузов... Прежде всего, она чересчур велика (у кузова пришлось снять задний борт) и тяжела для машины: у той аж передок приподнялся. В дверном проеме бронебудки нет ручек: за что держаться при входе-выходе? На полу — ржавчина и жирные натеки серой краски с потолка. Да еще под кабиной грузовика на асфальте — уже упомянутая лужица. Новая версия КАМАЗа-5350 — бронированная. Правда, «бронебудка» чересчур велика и тяжела Стыд и позор! Автозаводы показывают технику в центре Москвы «основному заказчику», Министерству обороны. И не могут обеспечить качество выставочных образцов! Чего же в таком случае ждать от серийной продукции? После сокращения срока службы до одного года армия столкнулась с серьезной проблемой: как учить военных водителей? Раньше солдат обучали в течение нескольких месяцев, зато потом они полтора года благополучно «рулили» Уралом или КАМАЗ