МОСКВА, 5 дек - РИА Новости. Пятого декабря отмечается 68-я годовщина переломного момента в ходе Великой Отечественной войны - начала контрнаступления советских войск под Москвой, завершившегося полным разгромом немецко-фашистской армии на подступах к столице. В этом сражении с обеих сторон участвовало свыше 2,8 миллиона человек, более 20 тысячи орудий и минометов, сотни танков. Некоторые "немые" свидетели тех событий стали экспонатами одного из крупнейших в мире музеев - Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. О коллекции этого музея рассказал в интервью РИА Новости его начальник, подполковник Андрей Сороковой. - Как известно, коллекция музея начала формироваться еще в 1930-х годах. Сейчас, чтобы обойти экспозицию, потребуется несколько часов. Расскажите, пожалуйста, что могут увидеть посетители сегодня. - В нашем музее представлена самая крупная в мире коллекция бронетанкового вооружения и техники. Это 338 образцов из 14 стран, в том числе России, Германии, Великобритании, США, Японии, Китая, Швеции, Франции. Экспозиция размещена в семи павильонах и часть - на открытой площадке. Павильоны расположены так, что по одной стороне музея размещается отечественная бронетанковая техника, а в четырех павильонах с другой стороны – зарубежная, отсортированная по странам. - Какой самый раритетный и самый современный экспонат? - Первые танки – это английские танки серии МК. Ничего подобного, в принципе, раньше на полях боя не было. Возникла необходимость создания танков, за основу брали имеющиеся уже корабли. У нас в коллекции представлен танк MK5 производства 1917 года. У MK5 вооружение было либо пушечное, либо пулеметное, то есть по бортам танка находились башенки, в которых размещались либо пулеметы, либо пушки. Танк с пушками по бортам назывался среди военных "самец", а тот, который с пулеметами – "самка". У нас в коллекции представлен танк, у которого с одной стороны по борту стоит пушка, а с другой – пулемет. Силовая установка находилась прямо посередине машины. Как говорится в документах, в художественных книгах, доходило до того, что экипаж на поле боя так нагревался внутри корпуса танка, что выходил под пули, чтобы остыть, люди падали в обморок. Довольно-таки сложная машина была в управлении, но по тем временам это была серьезная боевая мощь. Самые современные образцы, представленные в экспозиции - это 1978 года выпуска танк Т-80 БВ, также у нас стоит 1993 года выпуска БМП-3. - А какой экспонат самый большой? - Самый большой, если брать по габаритным размерам и по массе, 188-тонный германский танк Maus ("Мышь"), который был выпущен немцами в двух экземплярах, а затем захвачен нашими войсками на полигоне. Теперь один экземпляр находится у нас в музее. Самый маленький – бронетранспортер Fiat, он, наверное, самый "аккуратненький" наш экспонат. Отечественные самоходные установки самые большие - это до сих пор стоящие на вооружении "Пион", "Гиацинт". Самый многочисленный экипаж из отечественных танков был у пятибашенного Т-35 (1930–е годы) - 11 человек. - На многих танках видны следы от снарядов, они попали в музей с поля боя? Очень много машин, находящихся в музее, принимали участие в боевых действиях, многие из них и прибыли с полей сражений. Это не только танки периода Великой Отечественной войны, но и послевоенного периода, принимавшие участие в локальных конфликтах. За исключением экспериментальных машин и части современных, большинство машин прибыли с полей сражений. - В павильоне германской техники есть несколько необычных экспонатов, расскажите о них. - Противоминный трал - очень интересная машина. Если вы обратили внимание, там плиты даже прогнулись под ним. Трал был захвачен у немцев, тоже на полигоне. Его привезли к нам, на танковый полигон, начали проводить испытания. Посадили двух офицеров-танкистов, положили противотанковые мины, трал пошел по этим минам. Идет-идет, мины взрываются. По радиостанции танкистам: "Стой! Прекратить движение!". В общем, трал не остановился, пока не уперся в деревья. Наши испытатели подходят к нему и видят, что обоих офицеров контузило. У такого трала нет амортизации, он подскакивал на минах, все передавалось на тело танкиста. Ничего страшного не произошло, все остались живы-здоровы. У этого трала большое удельное давление на грунт. Также у нас есть пункт наблюдателя, который был произведен в одном экземпляре. Предполагалось, что в этот, как мы его называем, "шар" садится корректировщик огня, выдвигается на передний рубеж, впереди всех, ближе к линии фронта противника и корректирует огонь артиллерии. То есть "шар" выезжает в чистое поле, в лес, там сидит наблюдатель и смотрит, куда падают снаряды, корректирует огонь. - У вас в экспозиции также есть образец бронированной техники для железной дороги. Расскажите, пожалуйста, об этой машине. - Это отечественный мотоброневагон МБВ-2. Паровоз ему был не нужен. Танковые двигатели позволяли 80-тонной машине разогнаться до скорости в 120 километров в час, это очень много. Экипаж мотоброневагона насчитывал 40 человек. Его вооружение составляли три танковые башни и 16 пулеметных точек, в том числе счетверенная установка для поражения воздушных целей. Броня защищала от стрелкового оружия и осколочных снарядов. В МБВ-2 была радиостанция, а также внутренняя телефонная связь. К нему можно было прицепить различные вагоны. МБВ-2 был разработан в 1936-1937 годах. Свои первые боевые действия мотоброневагон вел в войне с финнами. С началом Великой Отечественной войны выполнял боевые задачи на Балтийской железной дороге. - В павильоне зарубежной техники стоит японский легкий плавающий танк "Ками-ся" времен Второй мировой войны, который больше напоминает катер. Как его использовали? - Все знают, что Япония расположена на островах. То есть, им необходимо было для завоевания континента перемещать свою бронетанковую технику, вот были созданы такие машины. Этот танк выдерживал, по документам, шторм до 3,5 баллов. Этот танк входил в воду, как катер, передвигался со скоростью порядка 10 километров в час, довольно приличная скорость для бронетанковой техники на плаву. Выходил на сушу, поплавки, или, как их лучше назвать, понтоны отбрасывались, и он шел в бой просто как танк. - В экспозиции есть не только боевые машины, но и транспортные, например, из Канады, в чем особенность этих экспонатов? - Канадская техника представлена двумя снегоходами для перевозки личного состава, она также использовалась для перевозки раненых. Корпус полностью фанерный. Пневматические колеса с широкими гусеницами, бензиновый двигатель. Очень простая техника, довольно удобная. Нечто подобное у нас разрабатывается, создается и применяется. Многим машинам в музее более 70 лет, проводится ли их реставрация? - Разрушение идет по любому. Старение металла - от этого никуда не денешься, от физики. Часть отечественных и зарубежных экспонатов имеют исправные, либо не совсем исправные двигатели, коробки передач, остальные агрегаты. Двигатели машин стоят законсервированные. Все что можно обслужить - обслужено. Машины, которые являются ходовыми – раз в год им проводится техническое обслуживание, даже переконсервация двигателя, ходовой части, других узлов и механизмов. Технику стараемся поддерживать в том состоянии, в каком она есть, даже что-то реставрировать, что-то улучшать. - Появляются ли в музее новые экспонаты? - Коллекция музея пополняется. Так, в экспозиции стоит легкий плавающий танк Т-38, который использовался в операциях при войне с финнами и в начальном периоде Великой Отечественной войны. Он поступил к нам в 2007 году. - А какой павильон вызывает наибольший интерес у посетителей? - У посетителей, как ни странно, сейчас большой интерес вызывает техника фашистской Германии - Вермахта. Хотя, в принципе, оно и понятно – это тяга к истории. Вторая мировая война была последней глобальной войной. Мы стараемся посетителей, когда водим экскурсии, после того, как они посмотрят технику Германии, для сравнения сразу провести в павильон наших танков, чтобы они поняли, что не только немцы, но и наши производили хорошие надежные машины. Наши танки были ничуть не хуже, а по большинству вопросов лучше германских машин. - Танки из музея участвовали в съемках фильмов? - Да, участвовали, в особенности ходовые экспонаты. Так, в 2007-2008 годах мы принимали участие со своей техникой, в частности, танком Panzer 4, основным немецким боевым танком, в съемках фильма режиссера Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2". Легкий чешский танк LT 38 и Hetzer (немецкая самоходно-артиллерийская установка) участвовали в съемках фильма "Свои". "Пантера" (немецкий танк времен Великой Отечественной войны) в 2006 году снималась в фильме "Отец". Много машин снималось. - Музей открылся для широкой публики в 1972 году. Сколько человек приходит в него сейчас? И как ведут себя посетители? - Музей в год посещает порядка 150 -160 тысяч человек. В принципе радует то, что музей – это все-таки учреждение культуры и, в основном, его посещают люди действительно культурные и воспитанные, интересующиеся историей. Бывают, конечно, разные случаи: приезжают подгулявшей компанией, пытаются залезть на экспонаты, это дело пресекается нашими смотрителями. Но серьезных проблем нет.